Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Сущностные характеристики и классификации методов активного обучения

Страница 3

В состав неимитационных методов входят:

активные проблемные лекции;

дискуссии;

мозговой штурм;

выездные занятия с дискуссией; программированное обучение;

стажировка без выполнения должностной роли.

К имитационным методам А.М. Смолкин относит: игровое проектирование, стажировка с выполнением должностной роли, разыгрывание ролей, паратеатр, психодрама, деловая игра.

Несмотря на многообразие подходов к классификации методов обучения, каждый из них наиболее эффективен при определенных условиях организации процесса обучения, при выполнении определенных дидактических функций.

Наиболее полную классификацию методов активного обучения, на наш взгляд, описала М. Новик, выделяя также, как и предыдущий автор неимитационные и имитационные активные группы обучения (рис. 14).

Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между преподавателем и обучаемым.

Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности). Особенность имитационных методов - разделение их на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым.

Рисунок 14 - Классификация активных методов обучения по М.Новик

М.Новик указывает на высокий эффект игровых методов при усвоении материала, поскольку достигается существенное приближение учебного материала к конкретной практической или профессиональной деятельности. При этом значительно усиливаются мотивация и активность обучения.

Объем нашей выпускной квалификационной работы не позволяет в полном объеме описать все активные методы обучения. Для нас наиболее важным является остановка на тех методах, которые нами будут использованы в дальнейшем при проектировании авторского педагогического проекта. Таковыми являются:

анализ конкретных ситуаций;

деловая игра;

тематическая дискуссия;

проблемный семинар;

блиц-игра.

Метод анализа конкретных ситуаций является одним из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Он развивает способность к анализу жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить, есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить ее отношение к ситуации.

Методику работы по анализу конкретных ситуаций можно выстраивать в двух направлениях:

ролевое разыгрывание конкретной ситуации. В этом случае изучение ситуации участниками происходит заранее и занятие по ее анализу переходит в ролевую игру.

коллективное обсуждение вариантов решения одной и той же ситуации существенно углубляет опыт обучаемых: каждый из них имеет возможность ознакомиться с вариантами решения, послушать и взвесить множество их оценок, дополнений, изменений.

Деловая игра - один из ведущих методов активного обучения. Отличительным признаком деловой игры является наличие имитационной модели. Деловые игры представляют собой искусственные ситуации со специально разработанными правилами, в процессе игры участника ставят в неожиданное положение, принуждают разрешать конфликты, улаживать проблемы. Деловые игры активизируют личность участника. Наличие личностной вовлеченности участников в разыгрываемые ситуации, выраженность и глубина переживаний в ходе имитаций являются ярким эмпирическим фактором. В процессе игры отмечается присущая ей эмоциональная насыщенность, напряженность, повышается мотивация к обучению, интерес к изучаемому предмету.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Анализ и интерпретация результатов диагностики
Специфика развития воображения у детей с ОНР 2 – 3 уровня младшего школьного возраста. Качественные особенности воображения мы изучали с помощью четырех методик: «Дорисовывания фигур», «Солнце в комнате», «Изучение воссоздающего воображения», «Исследование индивидуальных особенностей воображения». ...

Личностно ориентированный подход в работе учителя по формированию у младших школьников мотивации учения
В начальной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. Работа п ...

Методологическое обеспечение и организация исследования
Проанализировав литературу по теме исследования мы установили, что проблема организации логопедической работы по устранению различных видов ротацизма при дислалии в литературе освещена недостаточно. Нами проводилось исследование сформированности звукопроизношения у детей дошкольного возраста. В исс ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru