Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Искусственный интеллект в образовании: три аспекта

Новости » Искусственный интеллект в образовании: три аспекта

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Но на самом деле не кажется. Ибо технологии искусственного интеллекта, в том числе и лежащие в основе знаменитого ChatGPT, существуют уже не один десяток лет. Рекомендательные алгоритмы YouTube или интернет-магазинов, распознавание отпечатков пальцев, голосовой ввод текста, прокладывание маршрутов на картах – это примеры применения определенных технологий искусственного интеллекта.

Наличие огромных объемов данных, соединенных с открытостью доступа, создало беспрецедентную волну интереса к ChatGPT со стороны обычных пользователей интернета. Для привлечения первого миллиона пользователей на свой сайт этому сервису понадобилось всего 5 дней.

Для сравнения, Facebook достиг таких показателей за 10 месяцев, а Netflix – за 3,5 года. Даже для динамичной сферы информационных технологий эти показатели впечатляют.

Возможности сервиса

Что же такого невероятного в возможностях этого сервиса, так быстро ставшего незаменимым ассистентом во многих задачах?

Мы знаем, что можно получить конспект урока, план проведения мероприятия, список тестовых вопросов, краткое изложение статьи, создать иллюстрации, презентации в считанные секунды. Для этого не нужно самостоятельно просматривать источники, выбирать важное, укладывать его в логическую последовательность – все это может сделать генеративный искусственный интеллект, работающий на основе обширной речевой модели.

В то же время именно из-за особенностей самой технологии результат работы такого сервиса часто является недостаточно качественным, ложным. Ведь основой алгоритма такой модели является прогнозирование следующего слова, фразы, предложения на основе предыдущих.

Подобный механизм можно наблюдать в поисковой строке Google, когда, введя начало фразы, например, «Что такое…», мы получаем предложения автозаполнения этой фразы. Каждый пользователь получит собственные рекомендации, основанные на статистике предварительных поисков, учитывая язык, территориальное размещение, время суток, тип устройства и другие факторы.

По этому принципу работает и ChatGPT, предлагая текст, сгенерированный как наиболее вероятный ответ на заданный запрос. Что это значит для образования? Какие в этом риски, опасности, вызовы?

Первой реакцией некоторых образовательных систем был запрет на использование этой технологии, но довольно быстро стало ясно, что это неудачная стратегия. Необходимо найти баланс между потребностями и инструментами их обеспечения, инновациями и традициями, технологическими решениями и контекстом их применения.

Об искусственном интеллекте в образовании можно говорить в трех аспектах: образование об искусственном интеллекте, образование с искусственным интеллектом, образование для мира с искусственным интеллектом.

Образование об искусственном интеллекте

Оно относится прежде всего к информатической образовательной отрасли, где следует рассмотреть принципы работы систем искусственного интеллекта, создать (натренировать) собственные модели, исследовать влияние качества данных на работу этих моделей, обсудить этические последствия, потенциальные предубеждения, которые могут возникать при бездумном использовании результатов работы систем искусственного интеллекта.

Здесь критично понимание потенциальных искажений, которые могут создаваться недостаточно качественными данными и непрозрачными механизмами принятия решений.

Образование с искусственным интеллектом

Учителя и ученики используют технологии искусственного интеллекта для повышения эффективности образовательного процесса. Это может касаться как генеративного искусственного интеллекта (генерирование текстов, изображений, тестовых вопросов, аннотаций, презентаций и т. п.), так и предиктивного (анализ успеваемости учеников и предложение оптимальных стратегий ее улучшения).

К технологическим решениям на базе искусственного интеллекта, которые могут помочь организовать образовательный процесс, относятся различные инструменты оценивания, продуцирования персонализированных комментариев и отзывов, а также, например, системы создания и согласования расписаний.

Важно не забывать о необходимости критического оценивания сгенерированных продуктов ИИ, а также принципах академической добропорядочности при пользовании ими.

Образование для мира с искусственным интеллектом

Учеников нужно готовить к миру, в котором работает искусственный интеллект. Его нельзя игнорировать, надеяться на исчезновение или запрет. Искусственный интеллект будет выполнять часть задач во многих профессиях.

Одно из недавних исследований платформы LinkedIn показало, что для 84% пользователей этого сервиса технологии генеративного искусственного интеллекта повлияют, по крайней мере, на четверть их ключевых навыков. То есть людям нужно сосредотачиваться на тех аспектах своих профессий, которые меньше подвергаются автоматизации. И, вероятно, это будет означать все большее обучение, специализацию, внимание к деталям и личностному привлечению. Нужно развивать такие умения как гибкость и адаптивность, умение учиться.

Таким образом, видим, что искусственный интеллект приносит в образование не только сотни инструментов, способных сгенерировать тексты, изображения, презентации или другие информационные продукты, но и привлекает наше внимание к важным сквозным умениям, которые выходят далеко за рамки цифровой грамотности.

Мы упомянули критическое мышление, предотвращение предубеждения, ответственность авторов и создателей технологий, а также их пользователей, академическую добропорядочность, умение учиться, гибко адаптироваться к изменениям.

Формируя свою стратегию работы с искусственным интеллектом, важно держать в фокусе внимания весь спектр этих проблемных вопросов. Искусственный интеллект ставит не только вопрос о том, какой очередной инструмент использовать или как предотвратить списывание, но и о том, насколько возможно заменить учителя в процессе обучения, и что вообще означает образование в эру искусственного интеллекта.

Еще по теме:

Характеристика отношений учащихся, педагогов, администрации в школе Ю.М. Цейтлина
Становление познавательной деятельности системообразующим элементом воспитания вызвало к жизни демократические процессы, так как сама организация деятельности отводила учащимся роль не простых исполнителей указаний педагогов, а заинтересованных участников (ассистенты на уроках, лаборанты на практич ...

Понятие и классификация воспитательных технологий
В период постиндустриального развития общества сложилась система репродуктивного воспитания, при которой учащимся в готовом виде передается социальный опыт в виде знаний и умений, навязываются ценностные ориентации, взгляды, жизненные установки. При таком подходе молодое поколение, остается не подг ...

Должностная инструкция педагога
Настоящая должностная инструкция разработана на основе единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утверждённого Министерством здравоохранения и социального развития РФ от 14 ав ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru