Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Сущностные характеристики и классификации методов активного обучения

Страница 1

Проблема активности личности в обучении и поиска методов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся является в современной педагогической науке одной из ключевых. Сущность активного метода обучения сводится к созданию дидактических и психологических условий, способствующих проявлению интеллектуальной, личностной и социальной активности обучаемых.

Активные методы обучения – это методы, которые побуждают обучаемых к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности.

Главная особенность активных методов обучения заключается в том, что их основу составляет побуждение обучаемых к творческой, мыслительной и практической деятельности, без которых невозможно движение вперед в овладении знаниями. Появление и развитие активных методов обучения обусловлено появлением новых проблем и задач в современной педагогической науке, т.к. традиционные формы и методы обучения утратили свою актуальность в связи с тем, что сводятся лишь к передаче уже готового знания учащимся.

Кроме того, возникновение методов активного обучения обусловлено бурным развитием информации, требующим постоянного обновления знаний, что может быть достигнуто главным образом, путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.

Познавательная активность и самостоятельность – качества, характеризующие интеллектуальные способности учащихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности. Отсутствие условий для проявления активности и самостоятельности приводит к тому, что они не развиваются. Именно поэтому только широкое использование активных методов, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, причем с самого начала процесса обучения, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его активность в постоянном овладении знаниями и применении их на практике.

В соответствии с традиционной логикой обучения, включающей этапы первичного ознакомления с материалом, его осмысления, закрепления и, наконец, овладения материалом, выделяют три уровня активности:

активность восприятия – характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами приобретения по образцу;

активность интерпретации – связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условий;

творческая активность – предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.

В данных условиях, наиболее конструктивными способами решения вопроса о проявлении активности личности в обучении является создание таких психолого-педагогических условий образовательного процесса, в которых обучаемый может занять наиболее активную личностную позицию. М.Новикова выделяет следующие отличительные особенности активных методов обучения:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Критерии и диагностика уровня сформированности эстетического опыта детей младшего школьного возраста
Далее мы приведем описание опытно-экспериментальной работы, целью которой явилось выявление возможностей средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников. Именно выявление возможностей искусства, как основного средства эстетического воспитания младших школьников явилось предметом наст ...

Мудрости семейного воспитания
1. Если ты поймал сыну рыбу, ты накормил его на сегодня. Если ты научил сына ловить рыбу, ты накормил его на всю жизнь. Восточная мудрость. 2. Не стреляйте в своё будущее из пистолета, будущее выстрелит в вас из пушки. Народная мудрость. 3. Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с ...

Создание условий для эффективного формирования у старших дошкольников экологических знаний и динамических представлений об изменениях в живой природе
На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, нами была выстроена программа по созданию условий формирования у старших дошкольников динамических представлений об изменениях в живой природе, так как именно это вызвало у детей наибольшее затруднение. Целью формирующего педа ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru