Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Сущностные характеристики и классификации методов активного обучения

Страница 1

Проблема активности личности в обучении и поиска методов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся является в современной педагогической науке одной из ключевых. Сущность активного метода обучения сводится к созданию дидактических и психологических условий, способствующих проявлению интеллектуальной, личностной и социальной активности обучаемых.

Активные методы обучения – это методы, которые побуждают обучаемых к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности.

Главная особенность активных методов обучения заключается в том, что их основу составляет побуждение обучаемых к творческой, мыслительной и практической деятельности, без которых невозможно движение вперед в овладении знаниями. Появление и развитие активных методов обучения обусловлено появлением новых проблем и задач в современной педагогической науке, т.к. традиционные формы и методы обучения утратили свою актуальность в связи с тем, что сводятся лишь к передаче уже готового знания учащимся.

Кроме того, возникновение методов активного обучения обусловлено бурным развитием информации, требующим постоянного обновления знаний, что может быть достигнуто главным образом, путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.

Познавательная активность и самостоятельность – качества, характеризующие интеллектуальные способности учащихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности. Отсутствие условий для проявления активности и самостоятельности приводит к тому, что они не развиваются. Именно поэтому только широкое использование активных методов, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, причем с самого начала процесса обучения, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его активность в постоянном овладении знаниями и применении их на практике.

В соответствии с традиционной логикой обучения, включающей этапы первичного ознакомления с материалом, его осмысления, закрепления и, наконец, овладения материалом, выделяют три уровня активности:

активность восприятия – характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами приобретения по образцу;

активность интерпретации – связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условий;

творческая активность – предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.

В данных условиях, наиболее конструктивными способами решения вопроса о проявлении активности личности в обучении является создание таких психолого-педагогических условий образовательного процесса, в которых обучаемый может занять наиболее активную личностную позицию. М.Новикова выделяет следующие отличительные особенности активных методов обучения:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Программа обучения детей в компьютерном классе ДОУ
Целью данной программы является развитие способностей детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий. Задачи, которые решаются для достижения поставленной цели, можно объединить в следующие группы: I. Группа задач ознакомительно-адаптационного цикла. Задачи: Позна ...

Академическая активность в условиях олимпиадного движения
Олимпиадное движение в современном социальном образовании выполняет ряд специфических, присущих только ему функций. Это функции: переориентации образования на запросы личности, его индивидуализацию, превращение в средство жизненного и профессионального самоопределения, самореализации; формирование ...

Опыт проведения олимпиад по социальной работе
Олимпиада по социальной работе, безусловно, является одной из активных форм обучения профессии, способствует повышению мотивации к профессиональной деятельности; систематизирует знания и повышает компетентность участников; создает новые пространственные поля для научно-исследовательской деятельност ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru