Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
На основании анализа содержания Государственных программ ДЕЦ, в частности, требований к усвоению дисциплинарного ПА учащимися 6-9-х классов, нами были выявлены базовые понятия (эти понятия представлены в цитируемых выше текстах примерных программ основного общего образования). Далее методом частотного анализа мы исследовали тексты двадцати четырех учебников географии, биологии, физики, химии, предназначенных для обучения в основной школе.
Метод частотного анализа позволил нам выявить, как рекомендованные нормативами ГОСТа дисциплинарные понятия представлены в учебных текстах. В таблицах 1-3 приведены количественные данные встречаемости терминов естественнонаучных понятий в учебниках химии 7-9-х классов, физики 6-9-х классов, биологии 6-9-х классов. Даже при беглом взгляде видно, что частота употребления одного и того же научно-дисциплинарного термина в учебниках разных авторов существенно различается. Так, учебники «Неорганическая химия 8» Ю.В.Ходакова и «Химия 8» О.С.Габриеляна имеют существенные различия по количеству встречаемости терминов базовых дисциплинарных понятий. Результаты сравнения представлены в таблице 1. Из данных таблиц видны значительные количественные различия употребления одних и тех же терминов в учебниках разных авторов. К примеру, в учебнике химии для 8-го класса О.С.Габриеляна термин «ион» встречается в пять раз чаще, чем в учебнике неорганической химии для 8-го класса Ю.В.Ходакова (сравните 204 и 49); термины «вещество», «система», составляющие фундаментальную основу естественнонаучного мышления, также значительно (в 2,4-2,8 раза) преобладают в текстах учебника О.С.Габриеляна. Выявлена группа дисциплинарных понятий (электролит, неэлектролит, электролитический, диссоциация), которые в учебнике неорганической химии для 8-го класса Ю.В.Ходакова отсутствуют. Схожую картину мы выявили и в учебниках физики (результаты сравнения представлены в таблице 2). Из сорока терминов понятий для учебников физики 7-го и 9-го классов имеют существенные различия по частоте употребления в тексте в 50-57,5% случаях, причем с количественным преобладанием в 120 и даже 318 раз (например, «магнитный», «атомный», «ядро», «ток») [2] (Перышкин А.В., 2001). Подобная тенденция имеет место и в учебниках биологии (результаты сравнения представлены в таблице).
Таким образом, мы установили (в среднем при одинаковых объемах текста), что для каждого отдельно взятого класса учебники химии, физики и биологии существенно различаются друг от друга по частоте употребления в них дисциплинарных понятий, рекомендованных нормативными документами ГОСТа к обязательному изучению. А это значит (если считать, что учебник является необходимым элементом учебного процесса), что формирование системы ПА учащегося в определенной мере будет зависеть от терминологической насыщенности учебного текста.
Таблица 2 Количественное соотношение терминов дисциплинарных понятий, используемых в учебниках физики основной школы
Учебники
Термины |
Перышкин А.В. |
Перышкин А.В. |
Филинович Н.В. |
Филинович Н.В. |
Перышкин А.В. |
Кикоин И.К. «Физика 9» |
«Физика 6» |
«Физика 7» |
«Физика 7» |
«Физика 8» |
«Физика 9» |
1990 | |
1985 |
1985 |
2000 г |
2005 г |
2001 | ||
физический |
38 |
20 |
48 |
18 |
24 |
18 |
явление |
62 |
82 |
72 |
201 |
47 |
34 |
Закон |
35 |
56 |
44 |
55 |
191 |
189 |
вещество |
79 |
141 |
93 |
124 |
34 |
5 |
взаимодействие |
25 |
28 |
79 |
28 |
130 |
58 |
электрический |
15 |
389 |
16 |
411 |
103 |
12 |
Поле |
1 |
161 |
3 |
137 |
273 |
6 |
магнитный |
0 |
214 |
2 |
185 |
260 |
2 |
Волна |
0 |
0 |
0 |
0 |
291 |
143 |
Атом |
12 |
95 |
23 |
46 |
181 |
4 |
атомный |
5 |
10 |
1 |
1 |
127 |
1 |
Ядро |
0 |
38 |
0 |
23 |
318 |
1 |
ионизирующий |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
0 |
излучение |
0 |
31 |
1 |
33 |
67 |
0 |
Путь |
96 |
19 |
70 |
16 |
57 |
53 |
скорость |
150 |
76 |
156 |
48 |
381 |
645 |
ускорение |
0 |
0 |
3 |
0 |
178 |
396 |
Масса |
211 |
199 |
217 |
87 |
197 |
260 |
плотность |
126 |
43 |
129 |
13 |
5 |
0 |
Сила |
568 |
380 |
650 |
267 |
403 |
1114 |
давление |
243 |
81 |
326 |
23 |
3 |
32 |
импульс |
0 |
0 |
0 |
0 |
54 |
105 |
Работа |
137 |
177 |
239 |
161 |
18 |
266 |
мощность |
39 |
95 |
73 |
47 |
7 |
31 |
кинетический |
34 |
33 |
38 |
34 |
14 |
77 |
энергия |
110 |
420 |
152 |
347 |
166 |
333 |
потенциальный |
37 |
25 |
36 |
20 |
9 |
91 |
внутренний |
7 |
140 |
8 |
108 |
17 |
9 |
Кпд |
7 |
22 |
12 |
16 |
0 |
10 |
температура |
22 |
206 |
12 |
218 |
5 |
6 |
количество |
2 |
144 |
4 |
128 |
13 |
1 |
теплота |
0 |
174 |
0 |
153 |
0 |
0 |
удельный |
0 |
88 |
0 |
81 |
0 |
0 |
теплоемкость |
0 |
30 |
0 |
23 |
0 |
0 |
влажность |
1 |
0 |
0 |
31 |
0 |
0 |
Воздух |
108 |
133 |
143 |
123 |
69 |
37 |
напряжение |
0 |
177 |
1 |
175 |
7 |
0 |
сопротивление |
11 |
183 |
8 |
154 |
27 |
15 |
Ток |
1 |
591 |
4 |
535 |
177 |
2 |
система |
3 |
13 |
12 |
12 |
111 |
194 |
Еще по теме:
Работа воспитателя детского сада по формированию начал патриотизма у
старших дошкольников
Правильная организация работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников основана, прежде всего, на знании возрастных возможностей и психологических особенностей детей этого возраста. Ребёнок дошкольного возраста отличается большой эмоциональностью. Чувства господствуют над всеми сторонами ...
Олимпиадное движение как инновационная форма
организации обучения
Олимпиадное движение (как форма организации обучения) – активная творческая созидательная деятельность всех участников образовательного процесса (преподавателей и студентов) на основе интеграции коллективной и соревновательной деятельности, направленная на достижение целей обучения (основной образо ...
Практическое применение информационных технологий на уроках
английского языка
Лавинообразная и повсеместная компьютеризация всех сфер человеческой деятельности ставит перед высшей школой вопрос об организации эффективного массового обучения квалифицированных пользователей не зависимо от конечной профессиональной ориентации будущих специалистов. Сегодня умение использовать в ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.