Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Метод частотного анализа

Страница 2

С другой стороны, анализ терминов естественнонаучных понятий рекомендованных к обязательному изучению в перечне образовательных программ ГОСТа, обнаруживает, что между ними достаточно сложно выстроить взаимосвязь, необходимую для формирования системного естественнонаучного мышления. Рассмотрим только один пример. В программе по химии определены как «важнейшие химические понятия», необходимые для обязательного усвоения, «атом», «атомная масса», но почему-то забыто собственно само понятие «ядро», которое является, по сути, определяющим в понятии «атом». При этом при изучении физики «ученик должен знать/понимать смысл понятий: «атом», «атомное ядро». В биологии рекомендовано к обязательному изучению понятие «клетка», «дыхание» («дыхание» может пониматься уже и как окислительно-восстановительный процесс), однако термин «ядро» как основной организмический элемент клетки, отсутствует. В химии в качестве основной единицы дисциплинарно-терминологического аппарата не упоминается понятие «электрон», но существует «ион», «химическая связь», а физика «как бы сама по себе» изобилует такими понятиями, как: «электрическое поле», «ионизирующие излучения», «электрический заряд», «сила электрического тока», «электрическое напряжение», «электрическое сопротивление», «мощность электрического тока».

Можно привести множество примеров, свидетельствующих о «своеобразном подходе» специалистов-законодателей, стоящих в авангарде современного естественнонаучного мышления, понимающих и соответствующим образом формирующих перспективу качества естественнонаучного мировоззрения, системного мышления современных школьников - будущих специалистов Отечества.

Здесь к месту вспомнить, что к основной школе относятся учащиеся 11-14-летнего возраста, когнитивное развитие которых чрезвычайно чувствительно в отношении формирования понятийного, абстрактно-логического мышления, а следовательно, требует основательной проработки текстов учебных дисциплин, основной целью которых является формирование системы знаний, соответствующих качественному современному образованию.

В таблице 4 приведены данные средних значений частоты употребления терминов естественнонаучных понятий в текстах учебников физики, химии, биологии, которые должен знать учащийся в соответствии с нормативами ГОСТ. Коэффициент частоты употребления термина рассчитывался как среднее значение от количества слов в учебнике. Принимая во внимание, что среднее суммарное количество слов в учебниках основной школы (6-9-е классы) приблизительно одинаковое и равно: химия - 51240 слов, физика - 53696, биология - 51320, мы могли осуществить сравнительный анализ частоты употребления терминов в учебниках естественнонаучного цикла и сделать вывод об их терминологической взаимосвязи. Как видно из полученных данных, в основном (при некотором исключении) естественнонаучные понятия существуют как бы сами по себе и, несмотря на их транспонятийную природу, возможность формирования системы естественнонаучного понятийного аппарата на основе нормативных документов ГОСТа для программ по химии, физике и биологии является, на наш взгляд, проблематичной.

Школьные учебники, разработанные на основе нормативов Государственных образовательных стандартов и Государственных образовательных программ, выступают в качестве основного инструмента формирования понятийного аппарата учащихся.

Образовательные программы Государственного образовательного стандарта для средней общеобразовательной школы, в частности раздел «Требований к уровню подготовки выпускников», содержат перечень важнейших, но недостаточных для системного естественнонаучного мышления понятий, которые выпускник должен знать/понимать в результате изучения дисциплин естественнонаучного цикла.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Практические аспекты процесса интеграции выпускников интернатных учреждений в общество
Как показывает опыт, пребывание в интернатных учреждениях накладывает на подростков определенный отпечаток: находясь на полном государственном обеспечении в течение рада лет, они лишаются возможности самостоятельно делать выбор, принимать решения. Выходя из стен учреждения, в самостоятельную жизнь, ...

Основные задачи физического воспитания дошкольников
Целью физического воспитания является «создание» здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, творческого, гармонически развитого ребенка. В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями теория физического воспитания решает оздоровительн ...

Сущностные характеристики и классификации методов активного обучения
Проблема активности личности в обучении и поиска методов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся является в современной педагогической науке одной из ключевых. Сущность активного метода обучения сводится к созданию дидактических и психологических условий, способствующих проявлению и ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru