Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
Структура учебного плана школы в значительной мере обусловлена необходимостью отражения в нем инвариантной и ва-риативной частей. Инвариантная часть (ядро) учебного плана обеспечивает приобщение к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование с целью их базовой культуры. Вариативная часть, учитывающая личностные особенности, интересы и склонности учащихся, позволяет индивидуализировать процесс обучения.
Эти взаимодополняющие и относительно автономные части учебного плана не являются полностью независимыми. В результате их пересечения в учебном плане любого общеобразовательного заведения выделяются три основных вида учебных занятий:
обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования; обязательные занятия по выбору учащихся; факультативные занятия (необязательные занятия по выбору).
Базисный учебный план средней общеобразовательной школы как часть государственного стандарта охватывает следующий круг нормативов:
продолжительность обучения (в учебных годах) общая и по каждой из его ступеней;
недельная учебная нагрузка для базовых учебных курсов на каждой из ступеней общего среднего образования, обязательных занятий по выбору учащихся, факультативных занятий;
максимальная обязательная недельная учебная нагрузка для учащихся, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору;
суммарная оплачиваемая государством нагрузка, учитывающая максимальную учебную нагрузку, факультативные занятия, внеклассную работу, деление (частичное) учебных групп на подгруппы.
Традиционно средняя общеобразовательная школа в нашей стране и во многих других странах строится на трехступенчатой основе: начальная, основная и полная.
Каждая из ступеней средней общеобразовательной школы, решая общие задачи, имеет свои специфические функции, связанные с возрастными особенностями учащихся. Они находят отражение прежде всего в наборе базовых учебных курсов и в соотношении базового ядра и занятий по выбору учащихся.
Основой базисного учебного плана средней общеобразовательной школы является осуществление принципа преемственности между ее ступенями, когда изучаемые учебные курсы получают на последующих ступенях свое развитие и обогащение.
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что инновационные учреждения любого вида (гимназия, лицей и др.) организуют свое дидактическое пространство следующим образом:
Во-первых, путем внедрения инвариантной составляющей – предметов, реализующих Федеральный стандарт образования, гимназического компонента – предметов, отражающих специфику гимназии, потребности региона и запросы родителей, вариативного блока дополнительного образования, формирующегося в соответствии с возможностями и желаниями воспитанников.
Во-вторых, организация занятий проходит по следующим принципам:
1) увеличение доли самостоятельной работы учащихся (порядка 70 % учебного времени);
2) обеспечение возможности разноуровнего обучения;
3) множественное создание ситуаций совместной деятельности учащихся и учащихся с учителем;
4) множественное создание ситуаций, требующих от учащихся самостоятельного поиска.
В-третьих, конечной целью инновационного обучения должна быть развивающаяся личность
Работа этих инновационных учреждений строится в соответствии со следующими правовыми актами:
во-первых, закон РФ «Об образовании», региональные законы «Об образовании»;
во-вторых, типовые Положения об образовательных учреждениях инновационного типа;
в-третьих, уставы этих образовательных учреждений, разработанные на основе вышеприведенных законов.
Для того, что бы работа по переходу в инновационный режим была успешной, необходимо проектирование. Форм проектирования имеется множество:
Еще по теме:
Что такое задача? Что значит решить задачу
Понятие задачи имеет различные трактовки. Их обстоятельное исследование в психологической литературе было проведено Г.А. Баллом. Термин «задача», отмечает Г.А. Балл, употребляется для обозначения объектов, относящихся к трем различным категориям: 1) к категории цели действий субъекта, требования, п ...
Разработка и апробация серий занятий по использованию поэтических произведений
А. Моро в обучении родному языку старших дошкольников
Целью следующего этапа опытно-практической работы было: сформировать те знания, умения, навыки, которые дети усвоили ранее, выяснить, как дети усваивают новый материал на занятиях с использованием национального материала, воспитывать интерес к родному (мордовскому) языку. Для решения выше перечисле ...
Особенности обучения шестиклассников истории средних веков
Основы развивающей системы обучения. Утверждение развивающей парадигмы в системе школьного образования обусловило изменения в методике преподавания, в частности преподавания истории Средних веков в 6 классе. Задачей учителя сегодня в большей степени является не преподнесение суммы знаний как таковы ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.