Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Современное состояние методической разработки учебных задач по истории

Образование и педагогика » Учебные задачи в преподавании истории » Современное состояние методической разработки учебных задач по истории

Страница 3

Для примера сформулируем один из таких принципов: стиль изложения материала учеником должен отличаться от стиля, избранного учителем. Реализация этого принципа позволит заменить бессмысленное копирование информации ее существенной переработкой и переосмыслением. Понятно, что это повлияет на форму экзамена по истории - особенно в средних классах гуманитарных гимназий, где эти экзамены уже возродились.

Игнорирование этого принципа является главным недостатком нынешних учебников истории для VI-VШ классов. Их авторы сознательно и безуспешно пытаются навязать повествующий стиль подачи материала в качестве стиля размышлений ученика и стиля его ответов на вопросы преподавателя. Как представляется, в задачниках С.Г. Смирнова удалось преодолеть подобную моностильность. Информативные тексты, формулировки задач и их решения различаются стилистически, что позволяет школьнику избрать наиболее приемлемый для него способ изложения.

Интенсивный познавательный диалог в классе остро ставит вечную проблему, которую обычно игнорируют учебники, рассчитанные на усвоение минимума исторической информации: какими сведениями ученика надо снабдить заранее, а какие он должен сам искать в источниках, чтобы впоследствии похвастаться своими находками перед учителем и товарищами?

В анализируемые задачники включены информационные блоки двух типов: подробные хронологические таблицы и сжатые тексты-лекции. При этом в пособии нет обычно присутствующих в научных монографиях перечней имен и географических объектов. Опыт показал, что школьники любого возраста охотно роются в таблицах и энциклопедиях в поисках сведений об исторических деятелях. Искать же географические названия полезнее всего на карте (после того как они встретились в каком-либо тексте или в хронологической таблице).

Такая работа приучает детей к мысли, что историческая наука не только не исчерпывается содержанием школьного учебника, что ее, вероятно, невозможно вместить ни в какую книгу: при чтении любой книги возникают такие вопросы, ответов на которые в этой книге нет!

Школьникам открывается еще более важная грань исторической науки: неоднозначность истины, т.е. сосуществование разных трактовок одной и той же совокупности фактов. Сопоставление любых двух текстов на одну тему - например, страницы из школьного учебника с исторической повестью, или со статьей из энциклопедии, или с главой из задачника - неизбежно приводит подростка именно к такому выводу, а зачастую и к оригинальным действиям на основе открывшейся ему новой истины.

Например, группа восьмиклассников, сравнивая старый учебник истории СССР (под редакцией Б.А. Рыбакова) с текстами задачника по истории России, предложила интересную форму домашних сочинений: жалобы исторических персон на то, что они неточно или несправедливо изображены в книге. Лучшие из работ, написанные от лица Александра Невского и Тимура, Тохтамыша и Игоря Старого, включены в третью часть задачника Смирнова.

Очевидно, что догматизация тех форм работы, на которые ориентирован задачник, не принесет пользы школьникам. Ученики отнюдь не должны заучивать ответы на предложенные вопросы или усваивать формализованные схемы решения задач.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Анализ школьных учебников по теме: "Треугольники" в 7-9 классе
п. 1 Содержание и порядок изложения материала Л.С. Атанасян и др. Геометрия 7-9 А.В. Погорелов Геометрия 7-11 А.П. Киселёв Геометрия 7-9 И.Ф. Шарыгин Геометрия 7-9 Начальные геометрические сведения Треугольники Параллельные прямые Соотношения между сторонами и углами Четырёхугольники Площадь Подобн ...

Диагностика уровня мотивации учения младших школьников
С целью проверки положений теоретической главы мы организовали и провели опытно-экспериментальную работу. Она проводилась на базе МОБУ «Туршинская основная общеобразовательная школа» Медведевского района Республики Марий Эл и МОБУ «Люльпанская основная общеобразовательная школа». Согласно приложени ...

Патриотическое воспитание в начальной школе
Патриотизм, по мнению методистов, есть глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством не только в его историческом, культурном и территориальном аспекте, но и в нераздельной сопричастности с его природой. Для воспитания патриотизма в работе можно использовать народную тематику: народный фолькл ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru