Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
Для примера сформулируем один из таких принципов: стиль изложения материала учеником должен отличаться от стиля, избранного учителем. Реализация этого принципа позволит заменить бессмысленное копирование информации ее существенной переработкой и переосмыслением. Понятно, что это повлияет на форму экзамена по истории - особенно в средних классах гуманитарных гимназий, где эти экзамены уже возродились.
Игнорирование этого принципа является главным недостатком нынешних учебников истории для VI-VШ классов. Их авторы сознательно и безуспешно пытаются навязать повествующий стиль подачи материала в качестве стиля размышлений ученика и стиля его ответов на вопросы преподавателя. Как представляется, в задачниках С.Г. Смирнова удалось преодолеть подобную моностильность. Информативные тексты, формулировки задач и их решения различаются стилистически, что позволяет школьнику избрать наиболее приемлемый для него способ изложения.
Интенсивный познавательный диалог в классе остро ставит вечную проблему, которую обычно игнорируют учебники, рассчитанные на усвоение минимума исторической информации: какими сведениями ученика надо снабдить заранее, а какие он должен сам искать в источниках, чтобы впоследствии похвастаться своими находками перед учителем и товарищами?
В анализируемые задачники включены информационные блоки двух типов: подробные хронологические таблицы и сжатые тексты-лекции. При этом в пособии нет обычно присутствующих в научных монографиях перечней имен и географических объектов. Опыт показал, что школьники любого возраста охотно роются в таблицах и энциклопедиях в поисках сведений об исторических деятелях. Искать же географические названия полезнее всего на карте (после того как они встретились в каком-либо тексте или в хронологической таблице).
Такая работа приучает детей к мысли, что историческая наука не только не исчерпывается содержанием школьного учебника, что ее, вероятно, невозможно вместить ни в какую книгу: при чтении любой книги возникают такие вопросы, ответов на которые в этой книге нет!
Школьникам открывается еще более важная грань исторической науки: неоднозначность истины, т.е. сосуществование разных трактовок одной и той же совокупности фактов. Сопоставление любых двух текстов на одну тему - например, страницы из школьного учебника с исторической повестью, или со статьей из энциклопедии, или с главой из задачника - неизбежно приводит подростка именно к такому выводу, а зачастую и к оригинальным действиям на основе открывшейся ему новой истины.
Например, группа восьмиклассников, сравнивая старый учебник истории СССР (под редакцией Б.А. Рыбакова) с текстами задачника по истории России, предложила интересную форму домашних сочинений: жалобы исторических персон на то, что они неточно или несправедливо изображены в книге. Лучшие из работ, написанные от лица Александра Невского и Тимура, Тохтамыша и Игоря Старого, включены в третью часть задачника Смирнова.
Очевидно, что догматизация тех форм работы, на которые ориентирован задачник, не принесет пользы школьникам. Ученики отнюдь не должны заучивать ответы на предложенные вопросы или усваивать формализованные схемы решения задач.
Еще по теме:
Система упражнений для формирования познавательных учебных действий младших
школьников на уроках литературного чтения в 3 классе
Цель данного параграфа – разработать систему упражнений направленных на формирование познавательных учебных действий младших школьников. Упражнения направлены на: развитие мотивации чтения рассказа, для этого представлено задание на этапе работа с текстом до чтения: Кто автор произведения?; Знакомо ...
Формы организации специального обучения
Обучение детей и взрослых с особыми образовательными потребностями начиналось как индивидуальное. В современной специальной педагогике индивидуальная форма организации обучения применяется в следующих случаях:когда обучающийся имеет тяжелые и множественные нарушения в развитии и в обучении и воспит ...
Этапы развития речи
Процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит несколько этапов. На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овлад ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.