Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
Таким образом, анализ методической разработанности современных зада и задачников по истории свидетельствует о спорадических успехах отдельных авторов и коллективов. В то же время не создана общедидактическая теория учебных задач.
Большинство изданных учебных пособий, посвященных задачам по истории базируется на разработках советской школы методистов. Несмотря на ее фундаментальность, эта методика не учитывает ряд новых требований к ученику как будущему гражданину – деятельному субъекту. В частности, речь идет об оторванности задач от современной практики, недостаточность обращения к дополнительным источникам информации, малое внимание, уделяемое коммуникативным качествам школьников. В то же время опыт зарубежных методик, в частности системы PISA дает плодотворные идеи для воплощения в отечественной системе исторического образования в средней школе.
В заключение работы можно прийти к следующим выводам и обобщениям.
Учебные задачи являются ведущим приемом развивающего обучения, моделью формирования исторических знаний, основанной на проблемности.
Учебная задача понимается как форма воплощения содержания образования, форма специфическая для сферы обучения, позволяющая ученику путем собственной деятельности извлекать содержание образования и усваивать его, делая достоянием своей личности. Учебное задание обладает социальной природой. Оно имеет прообраз в объективной действительности. Таким прообразом являются задания, выполнение которых диктуется повседневной жизнью человека па производстве и в быту.
Познавательная задача выступает одной из возможных форм выражения противоречия, чаще всего-заложенного в самом учебном материале или в заданном уровне познавательной деятельности. В задаче всегда наличествует условие в виде исходных данных и вопрос, фиксирующий искомое. Условие и вопрос соотнесены и связаны между собой таким образом: они содержат противоречия, образуют проблему, указывают направление поиска, которое помогает снятию противоречия в ходе правильного решения задачи. Уровень, характер этого противоречия может быть различён. В зависимости от этого задачи могут быть различной степени трудности.
На сегодняшний день существует большое количество различных типологий учебных задач, в основу которых положены различные критерии (А.Т. Степанищева, И.Я. Лернера, Ц.Л. Рупиной, А.О. Бурдина, В.Е. Володарского). Каждая из них имеет право на существование для конкретных целей применения.
Спецификой исторических задач является тот факт, что они исключают вводные данные, определяющие поиск ответов лишь через вспоминание готовых знаний.
Разработка и практическая проверка познавательных задач по истории, дают основание утверждать, что в основу типологии задач по гуманитарным предметам должно быть положено противоречие, как правило, содержащееся в самом учебном материале.
Отдельные задачи, эпизодически включенные в учебный процесс, формируют не все, а лишь отдельные элементы творческой деятельности, поэтому требуется система, совокупность задач, предусматривающая постепенное усложнение познавательной деятельности учащихся. Сконструированные задачи различной степени трудности позволяют использовать их на разных этапах урока и во внеклассной самостоятельной работе с различными дидактическими целями, с учетом индивидуальных особенностей обучаемых. Кроме того, система познавательных задач обеспечивает правильное соотношение фактического, обобщающего, теоретического материала и создает условия для активной мыслительной деятельности, разных уровней.
Еще по теме:
Анализ уровня сформированности учебной мотивации учащихся
11 группы «Сварочное производство»
За период государственной аттестационной практики было выявлено, что успеваемость группы делится на три уровня: низкая, стабильная и высокая. В результате напрашивается вывод, что учащихся необходимо мотивировать к учебе. Для дальнейшей работы в группе была проведена диагностика О. С. Гребенюк на в ...
Возможность использования Интернета в зависимости от модели
обучения
Для того чтобы конкретизировать эти возможности и перевести их в плоскость методики, необходимо учитывать то, что разные типы школ предусматривают разное количество часов в учебном плане и соответственно разный уровень овладения иностранным языком. В настоящее время обучение ведется по четырем моде ...
Методы учебной работы
Френе указывал на большую опасность авторитарной педагогики, требующей слепого подчинения детей учителю. При «дрессировке на послушание» ученик привыкает исполнять распоряжения, но теряет способность критически мыслить; «после страшного опыта фашизма такая система воспитания не должна бы иметь защи ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.