Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Современное состояние методической разработки учебных задач по истории

Образование и педагогика » Учебные задачи в преподавании истории » Современное состояние методической разработки учебных задач по истории

Страница 1

Современная ситуация с методической разработкой задачников по истории характеризуется недостаточностью как теоретического изучения этой проблемы, так и малым количеством собственно пособий, имеющих характер задачников. Для характеристики современной методической разработанности учебных задач остановимся на тех задачниках по истории, которые увидели свет в 90-е гг. в России. Попытаемся выявить их основные черты и специфику.

Родоначальником издания российских задачников по истории является С.Г. Смирнов - математик по образованию и педагог по призванию, много лет преподающий в школах Москвы и Петербурга. Его перу принадлежат задачники по истории Древнего мира, Средних веков, истории России, истории науки.

Целевой аудиторией данных пособий являются как школьники, углубленно изучающие историю, так и взрослому читателю, прежде всего учителю.

Характерной чертой задачников является дифференциация их заданий: среди задач есть и достаточно простые, и предполагающие относительно высокий уровень сформированности мыслительных умений.

Важной особенностью является то, что задачники С.Г. Смирнова призваны не заменить учебник, а дополнить его. Подбирая материал для информативных вводных текстов, для вопросов и заданий, для «текстов с ошибками» и других компонентов пособия, автор пытался использовать различные возможности сделать процесс познания интересным и занимательным.

Использование Смирновым приема “текстов с ошибками” является продолжением плодотворного использования этого приема в отечественной педагогической практике. Родоначальником этого способа развития познавательных способностей учащихся является известный советский историк В.Б. Кобрин (1930-1990). Занимаясь проблемами источниковедения, он особое внимание уделял проблеме верификации источников, различным приемам источниковедческого анализа, текстологии и т.д. Именно опыт работы В.Б.Кобрина с источниками и нахождение в них данных, не соответствующих реальной действительности, и способствовал внедрению приема “текстов с ошибками” – заведомо ложных, неточных текстов для их исправления учащимися.

Возвращаясь к анализу книги С.Г. Смирнова, следует отметить тот факт, что, как известно, в большинстве современных учебников далеко не в полной мере учитывается возможность активизировать ассоциативное мышление школьников. Между тем упоминание имен исторических персонажей и географических названий, употребление терминов и описание реалий минувших эпох часто вызывают самые различные ассоциации со знакомыми школьникам словами и явлениями. Это обстоятельство положено автором в основу ряда познавательных заданий.

Особо следует сказать об ассоциациях лингвистических, на использовании которых построены некоторые из включенных в задачник вопросов и заданий. Например, в главе, посвященной средневековой истории Англии и Франции, предлагается вопрос: почему английское слово «парламент» происходит от французского глагола «райе»? Размышляя над этой задачей, семиклассники, минимально знакомые с английским языком, не только вспоминают об истории норманнского завоевания и о роли французской речи в Англии XI-XIV вв., но и задумываются о происхождении достаточно употребительного в сегодняшней России слова «спикер». Наиболее сообразительные ребята догадываются, что это слово возникло позже, чем термин «парламент», - в то время, когда английский язык уже почти вытеснил французский в обиходе знати.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Создание условий для эффективного формирования у старших дошкольников экологических знаний и динамических представлений об изменениях в живой природе
На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, нами была выстроена программа по созданию условий формирования у старших дошкольников динамических представлений об изменениях в живой природе, так как именно это вызвало у детей наибольшее затруднение. Целью формирующего педа ...

Основная гимнастика в системе физического воспитания детей дошкольного возраста
Гимнастика – система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений, направленных на решение задач всестороннего физического развития и оздоровления ребенка. Начиная с младенчества, гимнастика применяется во всех возрастных группах дошкольного возраста. С ...

Описание ситуации по применению межпредметных связей в школах на сегодняшний день
Использование межпредметных связей способствует целостному восприятию мира и формированию научного мировоззрения учащихся, развитию умений обнаруживать скрытые зависимости и связи, устанавливать причинно-следственные связи, переносить ранее усвоенный материал на новый, а также позволяет активизиров ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru