Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Организация деятельности учреждений для детей сирот в России и за рубежом: история и современность

Образование и педагогика » Процесс интеграции выпускников интернатных учреждений в общество » Организация деятельности учреждений для детей сирот в России и за рубежом: история и современность

Страница 4

Начавшаяся Великая Отечественная война усугубила положение детей-сирот, численность которых постоянно росла. В послевоенные годы устройство детей-сирот осуществлялось, как и прежде, двумя путями: в детские учреждения на «полное государственное попечение и в семью (на усыновление, под опеку). Однако первый способ устройства считался наиболее приемлемым для осиротевшего ребенка, так как продолжала господствовать идея о незаменимости общественного воспитания; все это «происходило на фоне дальнейшего отделения детей от родителей» (А.М. Нечаева).

Анализ исследований послевоенного исторического этапа показывает, что сразу после Великой Отечественной войны главным в жизни детей-сирот продолжал оставаться общественный труд (восстановление зданий, сельскохозяйственные работы, работа на производстве, шефство над домами ребенка и т.п.). Широкое развитие получили также формы художественно-творческой, досуговой деятельности. В это тяжелое время детские учреждения сохраняли прекрасную традицию русской педагогики – искусство по-прежнему оставалось могучим средством воспитания и формирования гражданских качеств. Что же касается масштабов сиротства, то в конце войны в России насчитывалось 678 тыс. детей, оставшихся без родителей.

Контингент воспитанников детских домов постепенно менялся; в них, наряду с сиротами, принимались и другие дети – те, чьи родители не могли содержать и воспитывать детей «по причине нужды, болезни, инвалидности или аморального образа жизни». Из 124 тыс. детей, прошедших через детский приемник-распределитель в Москве в 1954 г., большинство сами ушли из семьи: из-за недостатка внимания – 43%, материальной необеспеченности – 17,2%, любили «попутешествовать» –14,5%.

Так на первый план вышли социальные источники сиротства. Если дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, то социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этот период намечается постепенный рост социального сиротства, масштабы и последствия которого так ощутимы в наше время. Но в 1950–60-х годах это явление не казалось столь угрожающим.

После отчетного доклада Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС (1956), назвавшего школы-интернаты «школами будущего», было принято решение о сокращении детских домов и строительстве школ-интернатов. Наибольшее распространение получили школы-интернаты, куда попадали дети из неблагополучных семей и сироты. Считалось, что воспитание сирот вместе с детьми, имеющими родителей, окажет положительное воздействие и на тех, и на других. Однако в 1960-е годы насаждались заорганизованность, единообразие, педагогический диктат. Воспитание становилось формальным, не учитывались психологические аспекты развития детей, процессы жизненного самоопределения воспитанников складывались стихийно. В воспитательной работе предпочтение отдавалось выполнению режимных моментов. Чтобы режим дня в детском доме четко выполнялся, требовалось «установить педагогический контроль, осуществляемый систематически, постоянно»*. За всеми видами работ велся повседневный и периодический учет. По определенной схеме, например, составлялся отчет о проведенном сборе пионеров, о работе кружков, мастерских, о дежурствах и самообслуживании, о посещаемости собраний (общих, групповых, отдельных ячеек) и так далее.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Идея школы Френе
Мастерская, где главный материал – фантазия В литературе склонны называть Селестена Френе революционером. Селестен Френе ответил на вопрос, как организовать начальную школу в стенах одной-единственной сельской однокомплектной школы на заре ХХ века. Как им, то есть семилеткам, нежнейшему человеческо ...

Педагогические условия, обеспечивающие эффективность освоения педагогами метода экспериментирования
Для эффективности педагогического процесса необходим постоянный поиск новых, более результативных методов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача детям содержания образования. Необходимость создания таких методов обосновывалась еще в работах многих педагогов, что возможно на б ...

Физические упражнения – основное средство физического воспитания
Физические упражнения – основное средство физического воспитания. Они используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, всестороннего развития личности ребенка. Физические упражнения являются чрезвычайно эффективным средством профилактики и коррекции психофизического состоя ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru