Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
Чтобы деятельность педагогического коллектива по переходу к школе инновационного типа стала целенаправленной, необходимо определить, какие результаты мы хотели бы получить в будущем, какие возможности существуют для достижения желаемых результатов (целей), разработать состав и структуру будущих действий. Все то необходимо сделать до того, как начнется реальная деятельность, моделируя или проектируя ее.
Безрукова В.С. дает такое определение педагогическому проектированию– «это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов».
Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций – сложная многоступенчатая деятельность. Эта деятельность совершается как ряд последовательно следующих друг за другом этапов, приближая разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям. Выделяют три этапа (ступени) проектирования.
· 1 этап – моделирование
· 2 этап – проектирование
· 3 этап – конструирование.
Педагогическое моделирование (создание модели) – это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.
Педагогическое проектирование (создание проекта) – дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.
Педагогическое конструирование (создание конструкта) – это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.
Любое проектирование начинается с постановки цели.
В нашем случае – это разработка цели развития школы. М. Поташник и В. Лазарев дают такое определение целей: «Это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и конкретно количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого школа реально может достичь к четко определенному времени». Они утверждают, что всякая цель «должна обладать пятью основными свойствами»:
1) полнотой содержания, т.е. определенностью всех характеристик результата, существенных для его максимального соответствия потребности;
2) операциональностью (контролируемостью) ожидаемого результата;
3) временной определенностью;
4) реальностью (соответствием возможности);
5) побудительностью (соответствием мотивам субъекта деятельности).
Чтобы поставленные цели развития в полной мере обладали этими свойствами, нужна серьезная аналитическая, прогностическая работа. Какими могут быть приемлемые формулы целей?
По мнению В.Созонова, если программа развития школы обосновывает переход школы в инновационный режим, то достаточно корректными будут такие цели, как «создание технического лицея», «создание аграрной школы», «создание школы-комплекса», «создание школы разноуровневого образования» и т.д. с указанием путей, способов и сроков обновления.
В работе над целями деятельности школы должны участвовать все педагоги, чтобы они «прочувствовали», приняли их, выстроили собственную деятельность, возможный результат и обратились к саморефлексии – беспристрастной оценке себя, уровня собственного профессионализма, занялись самообразованием. А руководство школы должно педагогам в этом помочь.
Безрукова В.С. дает определение формам педагогического проектирования – «это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций».
Рассмотрим формы проектирования перехода традиционной школы к школе инновационного типа.
Концепция – это одна из форм, посредством которой излагается основная точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения. Как правило, концепция строится на результатах научных исследований. Хотя она бывает довольно обобщенная и абстрактная, но все-таки имеет большое практическое значение. Назначение концепции – изложить теорию в конструктивной, прикладной форме. Таким образом, любая концепция включает в себя только те положения, идеи, взгляды, которые возможны для практического воплощения в той или иной системе, процессе.
Еще по теме:
Оценивание уровня воспитанности студентов
Уровень воспитанности студентов оценивался нами по методике, разработанной Н.Н. Кушнаревой, дающей представление о пяти аспектах воспитанности. Учащимся было предложено ответить на 50 вопросов, по 10 вопросов на каждый из аспектов. В каждом вопросе имеется три варианта ответов, за которые начисляют ...
Принципы создания универсального образовательного пространства и
национальные особенности их реализации
18 сентября 1988 года в Болонье на съезде европейских ректоров, созванного по случаю 900-летия Болонского университета была подписана «Всеобщая хартия университетов»(Magna Charta Unifersitatum). В Хартии подчёркнута особая роль университетов в современном мире как центров культуры, знания и исследо ...
Причины возникновения РДА
В качестве объяснений возникновения РДА выдвигались различного рода гипотезы, среди которых можно выделить основные предположения, первое из которых было сформулировано Л. Каннером и в некоторых источниках звучит как "теория эмоциональной холодности родителей". Значимость недостаточно нас ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.