Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Комплексная работа с текстом

Образование и педагогика » Комплексная работа с текстом

Страница 3

Характер лингвистических заданий во многом зависит от характера текста. Если в одном тексте, к примеру, можно широко рассмотреть явления словообразования, лексические средства выразительности речи, то в другом тексте бывает возможность уделить больше внимания пунктуации и стилистике. В большинстве случаев я стараюсь затронуть все разделы русского языка.

Тексты можно раздавать учащимся на листах, достаточно одного на парту, или проецировать на доску, маленький текст или отрывок можно продиктовать ученикам для записи в тетрадь. Очень удобно иметь тексты на листах, потому что их можно использовать в разных классах при изучении пунктуации, словообразования, лексики и других тем и возвратиться к известному тексту для нового наблюдения. Анализ языкового материала может быть коллективным или индивидуальным, представлять форму контроля или закрепления, повторения или обобщения.

Если для учителя важно работать над орфографическими навыками, то текст можно представить со словами с пропущенными буквами. Работа при этом также может быть самой разнообразной.

Вот примерно по какой схеме идет комплексная работа с текстом на уроке.

Сначала ведется беседа по содержанию рассматриваемого текста. Одним из первых будет, конечно, вопрос о том, к какому стилю речи относится данный текст. Ученики обосновывают свой ответ примерами из текста, т.е. доказывают свое мнение.

Один из следующих вопросов: все ли понятно в отрывке, нет ли в нем слов, не встречавшихся до сих пор, малоупотребительных и т.д.? Теперь, когда стали понятными все слова данного отрывка, стоит спросить о том, какое впечатление произвел на учеников этот текст. Следующим очень важным является вопрос об идее, т.е. основной мысли автора. Здесь можно, но необязательно внести некоторые дополнения об авторе текста, сведениях о рассматриваемом тексте.

Дальше, в зависимости от текста и класса, задания можно предложить самые различные. Обычно я строю задания по принципу от общего к частному, от большого к малому. Сначала рассматривается синтаксис текста, затем синтаксис предложений, затем морфология, лексика и так до фонетики. Очень важно, чтобы все виды разбора каким-то образом были связаны с содержанием текста. Мы обращаем внимание на те слова, которые несут на себе смысловую нагрузку, являются важными для понимания смысла, помогают понять авторскую мысль. Но можно разобрать и те слова, которые в в языковом плане представляют интерес. Но предложить найти такие слова надо самим учащимся. Например, я задаю вопрос: какие слова интересны с точки зрения словообразования, морфологии и т.п.? Дети ищут слова особенные, отличающиеся от других слов по образованию, форме, употреблению и т.д. Можно предложить учащимся самим составить задания по фонетике, морфемике, лексике и т.д. здесь возможна работа парами, в группах.

Если нужно рассмотреть какие-то конкретные темы, то текст должен содержать необходимый набор нужных орфограмм, слов, синтаксических конструкций и т.д. Это нужно, например тогда, когда нужно повторить какой-то раздел, тему, а также при выполнении зачета по теме. Желательно, чтобы в тексте при этом рассматриваемое явление проявлялось не в единичном варианте, а хотя бы несколько раз, чтобы его можно было повторить, обобщить, а в некоторых случаях даже углубить изученный материал. При этом попутно повторяется и тот материал, который изучен ранее или в предыдущих классах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Развивающая природная среда как фактор экологического воспитания дошкольников
Поскольку в дошкольном возрасте ребенок познает окружающий мир, учится ориентироваться в нем, нахождение оптимальных способов включения ребенка в культуру и в систему социальных отношений является главной задачей реформы образования. Образование включает в себя две подсистемы: воспитание и обучение ...

Начальный этап экспериментального исследования
Основная цель, которую мы преследовали на данном этапе нашего экспериментального исследования, - выявление у детей умений работать с текстом как в условиях коллективного, так и индивидуального занятия. Нами было разработано два занятия. Одно предполагало чтение и работу с текстом, другое - собствен ...

Психолого-педагогические основы познавательной учебной деятельности младших школьников
Цель данного параграфа – рассмотреть возрастные особенности познавательной деятельности младших школьников. Процесс обучения в школе включает не только усвоение сложной системы знаний, становление многих учебных и интеллектуальных навыков, но также развитие самих познавательных процессов – внимания ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru