Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Комплексная работа с текстом

Образование и педагогика » Комплексная работа с текстом

Страница 1

Произведения писателей, поэтов, которые мы изучаем на уроках литературы, отражают все то, с чем сталкиваются или придется столкнуться подрастающему поколению в реальной жизни. В связи с этим задачей учителя-словесника становится помочь ученикам постичь смысл прочитанного, правильно его истолковать.

Понять содержание текста - главная и одновременно сложная задача, стоящая теперь перед современным школьником. Моя собственная практика показывает, что не всегда учащиеся правильно понимают, а иногда и вообще искажают (т. е понимают неправильно) смысл прочитанного.

Без специального анализа ученику чаще всего остается непонятным содержание текста, будь то параграф учебника или художественное произведение. Такой анализ особенно необходим перед литературоведческим разбором на уроках литературы, чтобы избежать произвольной трактовки произведения, близкой читателю (или литературоведу), но далекой часто от замысла автора.

Проблема (и тема самообразования), над которой я работаю-"Комплексная работа с текстом". В основу этой методической системы положен принцип изучения языковых явлений на материале текстов художественных произведений. Этот подход по форме организации называется коммуникативно-деятельностным, а по содержанию обучения - герменевтическим. Герменевтика - это наука, владеющая способами понимания текста.

Герменевтический подход позволяет решать проблему понимания текста. Ориентируясь в основном на толкование текста с целью понимания, герменевтическая наука изучает психологические процессы понимания, описывает эффективные методы, приемы, средства работы с образцами речи, тем самым становясь полезной и методической науке.

В основу методической системы, которая интегрирует обучение русскому языку и литературе, положен принцип изучения языковых (фонетических, грамматических) явлений на материале текстов программных художественных произведений. Реализация данного принципа требует новых подходов к обучающей ситуации, поэтому появляется и новая организационная форма - урок-коммуникация.

В наших традиционных учебниках большинство упражнений представляет собой группу слов, предложений из различных источников, которые объединяет общие орфограммы, пунктограммы. Но формировать речевую (коммуникативную) компетенцию школьников невозможно, если урок не дает образцов правильной и красивой речи (тексты) и не позволяет пробовать силы в собственных высказываниях (вопросы, ответы, рассуждения по поводу прочитанного). Поэтому-то сторонники этого подхода считают, что дети на уроках должны работать с цельным текстом. В этом направлении работают сейчас такие ученые-филологи, как А.И. Власенков, А.И. Горшков, А.Д. Дейкина, А. Ю, Купалова, С.И. Львова, Т.М. Пахнова. Такие уроки работы с текстом они называют уроками русской словесности. Содержанием уроков комплексной работы с текстом становится анализ языка текста. Текст является самой крупной единицей языка и одновременно единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается и как дидактическая единица в методике преподавания русского языка. С одной стороны, в произведении отражается личность его создателя, с другой - это явление объективно представляющее систему языка, на котором оно создано.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Пути и способы предупреждения дезадаптации детей 2-3 лет при поступлении в детский сад
В последние годы педагоги - исследователи (Л.В Белкина, К.С. Лебединская 2007) фиксируют частые обращения родителей по поводу как активного, так и пассивного отвержения детьми дошкольного учреждения, т.е. дезадаптации. Родители отмечают, что дети без желания идут в детский сад, хотят, чтобы их рань ...

Содержание педагогических советов
Особенности содержания педагогических советов представлены их тематикой, которая охватывает практически все основные проблемы современной педагогики. Проблемы образовательного процесса обычно формулируются в виде краткого тезиса, выражающего некоторое принципиальное затруднение общепедагогического ...

Проблемы развития детей в условиях детского дома и интерната
В 1984–1985 годы в нашей стране была предпринята попытка комплексного реформирования всех звеньев образования. Предполагалось придать приоритетный характер развитию этой жизненно важной сферы. Целевая установка реформы: «все ценное, добытое трудом нескольких поколений педагогов, советской школой и ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru