Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Особенности формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды

Образование и педагогика » Предметно-развивающая среда как условие развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста » Особенности формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды

Страница 1

Проведенный нами анализ исследований по проблеме познавательного интереса показал, что можно выделить несколько направлений определения интереса. Первое направление - аксеологическое. В исследованиях С.П. Манукяна понятие «интерес» рассматривается в значении «польза», «благо», «выгода».

Второе направление определения интереса – аттитюдное. А.А. Люблинская полагает, что это познавательное отношение человека к окружающему его миру, которое основано на ориентировочно-исследовательском рефлексе. По мнению Н.Г. Морозовой, интересом называется эмоционально-познавательное отношение между субъектом и объектом, а В.И. Ковалев подчеркивает, что это - устойчивое положительное эмоциональное отношение.

Г.И. Щукина, утверждает, что это - особое избирательное отношение к окружающему миру. Она полагает, что эта трактовка интереса близка к определению социальной установки, а точнее, ее производной – смысловой установки, которая выражает отношение личности к объектам, имеющим личностный смысл.

Третье направление - векторное, поскольку определение интереса как направленности является одним из наиболее распространенных. Так, С.Л. Рубинштейн под интересом понимал специфическую направленность личности, и в словаре К.К. Платонова интерес рассматривается как одна из форм направленности личности.

В зарубежной литературе много исследований посвящено познавательному и личностному развитию детей дошкольного возраста. Зарубежные концепции рассматривали психическое развитие дошкольников с двух позиций: в рамках биогенетического подхода к оценке движущихся сил и источника развития психики в онтогенезе (3. Фрейд, А. Адлер, М. Кляйн, М. Малер и др.) и в рамках признания роли воспитания и внешних факторов среды в качестве главных элементов, лежащих в основе формирования поведения (Э. Эриксон, Р. Сире, Дж. Гевирц, Г. Крайг, Д. Бокум и др.)

Большинство ведущих отечественных психологов (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, М.Г. Ярошевский и др.) рассматривают психическое развитие в единстве с развитием личности. При этом они видели и видят специфику как собственно психического, так и личностного развития. Необходимость единого подхода в изучении познавательной сферы и личности обосновывалась в работах Л.С. Выготского, Н.С. Лейтеса, В.Н. Мясищева, Д.Б. Эльконина.

В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. Система образования ориентирована на развитие активной творческой личности, способной адаптироваться к современным условиям, принимать нестандартные решения. Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывной системы образования, поэтому проблема воспитания у дошкольников познавательных интересов, охватывающая все стороны воспитательно-образовательного процесса является довольно значимой. Познавательный интерес, обладая мощными побудительными и регулятивными возможностями, способствует эффективному становлению ребенку как субъекта познавательной деятельности. До недавнего времени в дошкольной педагогике развитию познавательных интересов дошкольников не уделялось особого внимания, между тем как познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению.

В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия познавательного интереса. Он рассматривается как:

- избирательная направленность человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);

- проявление умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рушинштейн);

- активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);

- специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательности (А.К. Ковалев);

- активное познавательное отношение человека к миру (В.Н. Мясищев);

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Этапы логопедической работы по преодолению нарушения звукопроизношения у детей с дизартрией
Логопедическая работа по преодолению нарушения звукопроизношения у детей со стертой дизартрией проводится поэтапно. Предусматривается 3 этапа. Первый этап, подготовительный – основные его цели: 1 - нормализация мышечного тонуса. Проводится дифференцированный логопедический массаж. 2 - нормализация ...

Преподавание математики с использованием ИКТ
Внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют широко использовать на практике психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. ...

Первый этап подготовки ребенка к обучению грамоте – понимание и овладение речью
Ребенок начинает понимать обращенную к нему речь уже на второй половине первого года своей жизни и это уже можно назвать первым этапом подготовки ребенка к обучению грамоте: правильной речи, чтению и письму. Ребенок усваивает связи между произносимыми словами, предметами и собственными действиями. ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru