Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Особенности формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды

Образование и педагогика » Предметно-развивающая среда как условие развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста » Особенности формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды

Страница 1

Проведенный нами анализ исследований по проблеме познавательного интереса показал, что можно выделить несколько направлений определения интереса. Первое направление - аксеологическое. В исследованиях С.П. Манукяна понятие «интерес» рассматривается в значении «польза», «благо», «выгода».

Второе направление определения интереса – аттитюдное. А.А. Люблинская полагает, что это познавательное отношение человека к окружающему его миру, которое основано на ориентировочно-исследовательском рефлексе. По мнению Н.Г. Морозовой, интересом называется эмоционально-познавательное отношение между субъектом и объектом, а В.И. Ковалев подчеркивает, что это - устойчивое положительное эмоциональное отношение.

Г.И. Щукина, утверждает, что это - особое избирательное отношение к окружающему миру. Она полагает, что эта трактовка интереса близка к определению социальной установки, а точнее, ее производной – смысловой установки, которая выражает отношение личности к объектам, имеющим личностный смысл.

Третье направление - векторное, поскольку определение интереса как направленности является одним из наиболее распространенных. Так, С.Л. Рубинштейн под интересом понимал специфическую направленность личности, и в словаре К.К. Платонова интерес рассматривается как одна из форм направленности личности.

В зарубежной литературе много исследований посвящено познавательному и личностному развитию детей дошкольного возраста. Зарубежные концепции рассматривали психическое развитие дошкольников с двух позиций: в рамках биогенетического подхода к оценке движущихся сил и источника развития психики в онтогенезе (3. Фрейд, А. Адлер, М. Кляйн, М. Малер и др.) и в рамках признания роли воспитания и внешних факторов среды в качестве главных элементов, лежащих в основе формирования поведения (Э. Эриксон, Р. Сире, Дж. Гевирц, Г. Крайг, Д. Бокум и др.)

Большинство ведущих отечественных психологов (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, М.Г. Ярошевский и др.) рассматривают психическое развитие в единстве с развитием личности. При этом они видели и видят специфику как собственно психического, так и личностного развития. Необходимость единого подхода в изучении познавательной сферы и личности обосновывалась в работах Л.С. Выготского, Н.С. Лейтеса, В.Н. Мясищева, Д.Б. Эльконина.

В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. Система образования ориентирована на развитие активной творческой личности, способной адаптироваться к современным условиям, принимать нестандартные решения. Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывной системы образования, поэтому проблема воспитания у дошкольников познавательных интересов, охватывающая все стороны воспитательно-образовательного процесса является довольно значимой. Познавательный интерес, обладая мощными побудительными и регулятивными возможностями, способствует эффективному становлению ребенку как субъекта познавательной деятельности. До недавнего времени в дошкольной педагогике развитию познавательных интересов дошкольников не уделялось особого внимания, между тем как познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению.

В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия познавательного интереса. Он рассматривается как:

- избирательная направленность человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);

- проявление умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рушинштейн);

- активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);

- специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательности (А.К. Ковалев);

- активное познавательное отношение человека к миру (В.Н. Мясищев);

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Коррекционная программа по снижению тревожности у детей младшего школьного возраста методом глинотерапии
Из глины может лепить каждый. Любой человек может скатать шарик или «колбаску», расплющить ее пальцами, а потом соединить все это, создав скульптуру. Глина – это чудесный медиум. Ее мягкая субстанция активизирует тактильные ощущения, пробуждая чувство радости. В качестве материала для терапевтическ ...

Мудрости семейного воспитания
1. Если ты поймал сыну рыбу, ты накормил его на сегодня. Если ты научил сына ловить рыбу, ты накормил его на всю жизнь. Восточная мудрость. 2. Не стреляйте в своё будущее из пистолета, будущее выстрелит в вас из пушки. Народная мудрость. 3. Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с ...

Этапы процесса решения задачи
Если под процессом решения задач понимать процесс, начинающийся с момента получения задачи до момента полного завершения ее решения, то очевидно, что этот процесс состоит не только из изложений уже найденного решения, а из ряда этапов, одним из которых и является изложение решения. Из каких же этап ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru