Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Дидактика предмета как контекстно зависимая теория обучения

Образование и педагогика » Дидактика предмета как контекстно зависимая теория обучения

Страница 2

Именно недостаточная эффективность методики в части генерации обоснованных методических предписаний и порождает интерес к педагогическим технологиям, не всегда достаточно теоретически обоснованным, зато конструктивным по самому своему определению. Однако дидактика как наука о закономерностях обучения реализуется в учебном процессе через модели уроков физики, химии, математики. Общие дидактические нормы представляются в контексте конкретного предмета. Различные дидактические конструкты модифицируются в соответствии со спецификой учебной дисциплины даже отдельной темы. Как пишет В.П. Борисенков, "общие дидактические идеи, закономерности, принципы по-разному проявляют себя при изучении математики или литературы, физики или социологии". Теория обучения достигает конструктивного уровня функционирования при условии переработки дидактического аппарата в контексте предмета.

Если методики увлекаются передачей конкретного содержания, то педагогические технологии, наоборот, специфику учебного, предметного, научного содержания не замечают, претендуя на универсальность, что, с нашей точки зрения, заранее ставит их в проигрышное положение даже в случае перспективных теоретических оснований.

Предметами, участвующими в формировании нормативного аппарата методики обучения физике, традиционно считаются физика, психология и педагогика (дидактика). В этой системе дидактике физики места не находится.

Устанавливая связь физики, биологии, истории и методик обучения этим предметам, следует заметить, что отобранный учебный материал должен быть присвоен учащимися в результате собственной познавательной деятельности. Не описав ее на языке методов обучения и форм его организации, т.е. на дидактическом языке, мы не сможем обеспечить процесс учения. Не адаптация, упрощенное изложение научного материала образует методику физики как учебный предмет, а его дидактическая обработка, моделирование действий учащихся по его усвоению и присвоению. Преподавание при таком подходе - это не изложение основ предмета, а должное управление познавательной деятельностью школьников, что возможно лишь на основе законов дидактики.

Примером дидактической обработки содержания базовой науки является использование категории "цели" в процессе конструирования конкретного урока. В большинстве методических работ постановка цели выделяется как первый этап проектировочной деятельности учителя, предшествующий анализу содержания. Дидактические, обучающие цели урока должны быть выражены в терминах деятельности учащихся: будут знать, смогут решить, измерят величину, выведут закон. Однако эти словесные клише наполняются конкретным предметным содержанием и в силу этого никак не могут быть независимыми от контекста. Поэтому мы настаиваем на том, что в проектировочной деятельности учителя анализ научного, предметного содержания урока, отрезка учебного процесса является первым этапом. По его результатам формулируются цели урока, выбирается обоснованный метод обучения, подбирается демонстрационное оборудование и т.д. Дидактический аппарат переводит содержание предмета в конкретно-методический инструментарий. Квалифицированный анализ научных основ урока обеспечивает обоснованность дальнейшей проектировочной деятельности учителя, позволяет избежать произвола в конструировании урока. "Первичность содержания определяет совокупность средств и приемов обучения".

Таким видится нам действие принципа научности при построении контекстно-зависимой теории обучения: содержание и структура усваиваемой учащимися учебной копии научного знания определяют основные характеристики процесса обучения - цели, методы, определяют характер действий учителя. Раскрытие логики учебных предметов является первым требованием к учебному процессу, вытекающим из принципа научности. Формирование процессуального блока - способов деятельности учителя и обучаемых, форм и средств обучения - является неотъемлемым элементом модели учебного предмета и самого учебного процесса. Он должен носить нормативный, предписывающий характер, определять его характеристики, соответствующие каждому фрагменту содержания.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Проблема взаимодействия танца и фольклора
Хореография - искусство танца. В это понятие входят народные, бытовые танцы, классический балет. Как и другие виды искусства, хореография отражает социальные процессы, взаимоотношения людей. Специфика ее состоит в том, что чувства, переживания человека она передает в пластической образно-художестве ...

Анализ социально-психологических особенностей учебного коллектива
Одним из направлений психолого-педагогического исследования стала диагностика социально-психологического климата в учебном коллективе. Социально-психологический климат определяют как совокупность отношений членов группы к условиям и характеру совместной деятельности, друг к другу, и к преподавателя ...

Что такое задача? Что значит решить задачу
Понятие задачи имеет различные трактовки. Их обстоятельное исследование в психологической литературе было проведено Г.А. Баллом. Термин «задача», отмечает Г.А. Балл, употребляется для обозначения объектов, относящихся к трем различным категориям: 1) к категории цели действий субъекта, требования, п ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru