Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
В Таганрогской коррекционной школе I - II вида специальная работа над произносительной стороной устной речи проводится на индивидуальных и музыкально-ритмических занятиях, в слуховом кабинете, на фонетических зарядках, на общеобразовательных уроках и внеклассных занятиях. При этом постоянно, в учебное и внеклассное время, учеников целенаправленно побуждают произносить речевой материал, реализуя свои возможности воспроизведения звукового состава слов, словесного ударения, ритмико-мелодической структуры фраз. Вслушивание учеников в выразительную, эмоциональную, соответствующую нормам произношения речь окружающих слышащих людей, контроль со стороны взрослых за устной речью детей, – важнейшие факторы, содействующие успешности их обучения, закреплению усвоенных произносительных навыков.
Целенаправленное обучение произношению включает в себя уроки по технике речи, индивидуальные занятия по обучению произношению, а также фонетические зарядки. Время уроков по технике речи и индивидуальных занятий делится пополам между слуховой работой и формированием произносительных навыков. Это деление является условным. Во время обучения детей восприятию на слух педагоги обязательно проводят работу по коррекции произношения, при работе же по формированию произносительных навыков активно используют остатки слуха школьников.
На индивидуальных занятиях – одной из основных форм обучения устной речи глухих детей – происходит работа над такими сторонами произношения, которые плохо усваиваются глухими информально, т.е. без специального обучения (речевым дыханием, голосом, звуками и их сочетаниями, элементами интонации, словами, фразами) с учётом программных требований и особенностей их формирования у каждого ребёнка. Эти особенности выявляются педагогами с использованием специально подобранного речевого материала в ходе обследования состояния различных сторон устной речи. Индивидуальные занятия обеспечивают возможность реализации индивидуального подхода к каждому ребёнку с учётом состояния его слуха, исходных речевых данных, особенностей интеллектуального и эмоционального развития.
Задачей индивидуальных занятий является формирование навыков звукопроизношения или их коррекция, устранение дефектов голоса, речевого дыхания, нарушений воспроизведения слов. При планировании занятий педагогами учитываются основные методические требования, разработанные Ф.Ф. Рау и Н.Ф. Слезиной . Составляя план работы, сурдопедагоги исходят из программы, состояния произносительных навыков ученика и особенностей фонетических элементов речи, включённых в занятия. Педагогами учитывается то, что в первую очередь устраняются наиболее грубые дефекты, неблагоприятно сказывающиеся на разборчивости речи (фальцет: повышение голоса на некоторых звуках, чаще всего [у], [и], [м], [н]; сонантность, открытая гнусавость, закрытая гнусавость, универсальное озвончение, позвуковое воспроизведение слова и нарушение его звукового состава). Кроме того, учителя принимают во внимание навыки, на которые ребёнок может опереться при формировании новых элементов речи, а также специфику отрабатываемых на уроке структур (более трудный материал чередуется с более лёгким для усвоения). Решая задачу приближения звучания речи глухих и слабослышащих к нормальной речи слышащих, сурдопедагоги включают в занятие специальную работу по автоматизации у учеников произносительных навыков:
• отработку звуков и их сочетаний, которые дети умеют говорить правильно, но иногда «сбиваются» на неправильное произнесение,
• элементы интонаций (не более одного-двух на одном занятии),
• правильное воспроизведение слов, включающих данные сочетания звуков, различных интонационных конструкций фраз (с данными словами).
Большое значение педагогами придаётся работе над восприятием и воспроизведением диалогов, составленных из вышеназванных слов и фраз. Работа с диалогами позволяет с первого класса активизировать устную коммуникацию учащихся.
Важным разделом обучения является формирование у учащихся интонационной структуры речи. Эта работа включает подготовительные упражнения, в процессе которых отрабатываются элементы интонации: навыки воспроизведения учащимися речевого материала слитно и раздельно, кратко и долго, темпа речи (нормальный, быстрый, медленный), различение речевых ритмов, динамических модуляций голоса (нормальная громкость, громко, тихо, постепенное усиление и ослабление), его высотных модуляций в пределах основного диапазона. Основное внимание уделяется работе над ритмической структурой слов и ритмико-мелодической структурой фраз. У детей формируется нормальный темп речи, умение правильно распределять паузы, воспроизводя слитно слова и словосочетания в синтагмах, выделять словесное и фразовое (синтагматическое и логическое) ударения. У школьников формируется естественная манера речи, умение передавать своё эмоциональное отношение к высказываемому сочетанием соответствующих речевых и неречевых средств (выражением лица, позой, естественными жестами и т.п. в рамках принятого речевого этикета).
Еще по теме:
Методика обучения математике как научная область
Чтобы подготовить учителя, способного решать задачи обучения математике в современной школе, необходим соответствующий учебный курс (сегодня он называется "Теория и методика обучения математике"), в котором были бы представлены как теоретические основы построения процесса обучения, так и ...
Планирование содержания педагогических советов
В каждой школе – своя технология педагогических советов, в связи с этим различают три модели их планирования: 1. Планирование в локально-модульной технологии исходит из ориентации на наиболее актуальные для школы социально-педагогические проблемы (реализация ближних перспектив в пределах одного уче ...
Использование прогулки в целях развития движений детей дошкольного уровня
1. Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности (ДА). Дети 5-7 лет обладают богатым творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях. Это позволяет им овладеть сложным программным материалом по разв ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.