Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Типология учебных исторических задач

Образование и педагогика » Учебные задачи в преподавании истории » Типология учебных исторических задач

Страница 4

Биографические и хрестоматийно-литературные задачи используются на всех видах занятий, но чаще - в ходе самостоятельной подготовки учащихся к классным занятиям. При этом им обязательно рекомендуется соответствующая литература. Нередко биографические и хрестоматийно-литературные задачи используются на олимпиадах, конкурсах и викторинах.

Известный методист И. Лернер выделяет типологию учебных задач по истории по проблемно-содержательному критерию; критерию методов исторической науки.

В рамках проблемно-содержательной типологии существуют следующие подвиды.

На определение сущности события или явления.

На установление причинно-следственных связей исторических событий и явлений.

На выяснение тенденций развития данного общественного явления.

На определение степени прогрессивности исторического явления.

На выяснение структуры социального организма и выявление взаимоотношений между группами.

На определение преемственности между фактами, событиями, явлениями, эпохами.

На установление общих и частных закономерностей общественного развития.

На соотнесение явления или факта и эпохи. На соотнесение частного факта и общей закономерности общественного развития.

На периодизацию развития явления или эпохи.

На определение типичности единственного и массового явления.

На выяснение специфики общественного явления и эпохи.

На установление различного социального смысла сходных явлений в разные эпохи.

Кроме того, И. Лернер выделяет следующие типы задач:

на определение содержания понятия в условии задачи «(Какие формы управления государством вы знаете?»);

на выявление или объяснение причин, вызвавших изменение содержания этого события, понятия («Почему в Новгороде сложилась особая система управления?»);

на раскрытие особенностей влияния каких - либо обстоятельств на это событие («Какую роль в становлении республики в Новгороде имели особенности развития экономики?»);

на раскрытие особенностей влияния этого события на различные стороны общественной практики («Чем отличается Новгородская республика от Владимиро- Суздальского княжества в области системы управления?»);

на вынесение оценки изучаемого события на основе критерия нравственности («За какие качества людей в Новгороде делили на «лучших» и «меньших»?);

на конкретизацию понятия фактами, примерами из различных источников исторических знаний («Республика в Новгороде, Пскове на территории Древней Руси, Республика в Древнем Риме, Древней Греции»);

на самостоятельное применение знаний («При демократической форме правления в Новгороде кто был подлинными хозяевами в Новгороде?».

И. Лернер дает также классификацию задач по критерию методов исторической науки.

Сравнительно-исторический метод.

Метод аналогий.

Статистический метод: а) выборочный, б) групповой и т. д.

Установление причин по следствиям.

Определение зародыша по зрелым формам.

Метод обратных заключений (определение прошлого по современным пережиткам).

Обобщение формул, т.е. памятников обычного и писаного права, характеризующих массовое явление.

Реконструкция целого по части.

Определение цели действующих людей и групп по их действиям и следствиям их действий.

Выяснение уровня духовной жизни по памятникам материальной культуры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Об эффективности Вальдорфского образования
В российских условиях вальдорфские школы существуют менее десяти лет, и старшее звено еще только формируется. Однако в московской школе несколько учеников для пробы сил сдавали в этом году экзамены в другие престижные школы и поступили все. Двое перешли в эти школы. Остальные остались в своей. В об ...

Развитие просодической стороны речи в онтогенезе
Просодика (просодия) – представляет совокупность ритмико-интонационных свойств речи. Интонационно-выразительная сторона речи реализуется через такие качества речи, как тембр, высота и сила голоса, мелодика, темп, пауза, модуляции голоса, ритм, логическое ударение, речевое дыхание, полетность голоса ...

Сущностные характеристики и классификации методов активного обучения
Проблема активности личности в обучении и поиска методов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся является в современной педагогической науке одной из ключевых. Сущность активного метода обучения сводится к созданию дидактических и психологических условий, способствующих проявлению и ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru