Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Типология учебных исторических задач

Образование и педагогика » Учебные задачи в преподавании истории » Типология учебных исторических задач

Страница 1

Для обучения истории важно выделить типы наиболее характерных и доступных проблем исторической науки, с тем чтобы применительно к ним составить систему задач.

В педагогической литературе неоднократно предпринимались попытки наметить более или менее законченный перечень видов (типов) учебно-логических заданий. При этом высказывалось мнение, что учебно-логические задания должны вытекать из логики учебного процесса, соответствовать уровню развития школьников, осознаваться ими как закономерные трудности, самостоятельное преодоление которых необходимо, направлять мысль ученика на осознание и выявление сущности изучаемых предметов и явлений. Степень трудности учебных задач должна возрастать по мере овладения учащимися теми или иными логическими операциями.

На сегодня наиболее распространенными и признанными являются типологии (классификации) задач А.Т. Степанищева, И.Я. Лернера, Ц.Л. Рупиной, А.О. Бурдина, В.Е. Володарского. Рассмотрим их детальнее.

Согласно типологии А.Т. Степанищева, исторические задачи делятся на три основных типа: событийно-проблемные; биографические; хрестоматийно-литературные. Однако только ими набор данного дидактического средства не исчерпывается.

Событийно-проблемные задачи. В основе задач этого типа лежит проблемный метод обучения. В них содержится учебное или реальное противоречие, разрешение которого требует активной мыслительной деятельности.

При разработке событийно-проблемных задач всегда берется важное событие, факт, определяется противоречие (кажущееся или реальное), ему соответствующее, наконец формулируется вопрос, ориентирующий учащегося на выработку правильного ответа.

Вопросная часть событийно-проблемных задач чаще всего начинается словами: «почему»; «как же так»; «тогда почему»; «так есть ли основание считать»; «если все это так, то»; «как случилось, что»; «возникает вопрос» и т. д.

Примеры событийно-проблемных задач.

В XIV в. многие люди Руси хорошо знали имя Сергия Радонежского. В XVII в. с уст многих людей не сходило имя Степана Разина. Радонежский являлся представителем национального идеала. Разин тоже отвечал народным идеалам. Итак: Сергий и Степан. Это словно разные полюсы русской души: смирение одного и бунтарство другого; созидание Радонежского и разрушительство Разина; вера в Бога первого и упование на собственную силу второго и т. д. Но Радонежского знают, пожалуй, только историки да служители церкви, а Разина знают все - и стар, и млад, о нем в разные времена сложено множество песен, стихов и легенд.

Выходит, чтобы на века сохраниться в памяти народной, «лучше быть» Степаном Разиным, чем Сергием Радонежским?

В истории России хорошо известно событие - «стояние на Угре». Тогда ни Ахмат, ни Иван III так и не решились на масштабное сражение, придерживаясь тактики выжидания.

Казалось бы, для Москвы выгодным было отсутствие боевых действий: начнут татары - дадут сражение; не начнут татары - сами уберутся восвояси (что в конечном итоге и произошло). Однако пассивное «стояние» Ивана III вызвало недовольство и волнения в Москве, граждане открыто «роптали на великого князя», требовали сражения. Даже ростовский епископ Вассиан Рыло от имени всего русского народа побуждал Ивана III к открытым действиям с врагом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Психолого-педагогическая характеристика детей школьного возраста
Физическое, психологическое развитие ребёнка начала младшего школьного возраста. В последние годы в связи с переходом к обучению с 6 лет и введением четырёхлетней начальной школы нижняя граница данного возрастного этапа переместилась, и многие дети становятся школьниками, начиная не с 7 лет, как пр ...

Психолого-педагогические исследования в области применения экспериментирования как метода развивающего обучения дошкольников
Решение задачи формирования готовности педагогов к использованию экспериментирования как метода развивающего обучения детей дошкольного возраста предполагает теоретическое осмысление феномена «экспериментирование». Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «experimentum», что переводится к ...

Суть методики развития Никитиных
Любимая поговорка Бориса Никитина звучит так: „Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне сделать самому, и я пойму”. И он старался воплощать ее в жизнь. По мнению Никитиных традиционно в общении с ребенком взрослые допускают две крайности. Первая – это заорганизованность. То есть, ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru