Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
Проблемы, связанные с разделением системы образования на формы, уровни и ступени образования, противоречащие принципу непрерывности образования.
В рамках разработки образовательных программ, реализуемых в системе дистанционного образования, было обнаружено, что вследствие несогласованности государственных образовательных стандартов различных уровней образовательные программы разных уровней образования зачастую содержат одни и те же курсы образовательных дисциплин (дублирование учебного материала). Таким образом, традиционная система образования не всегда может обеспечить преемственность и непрерывность образовательного процесса. В законе нет механизма согласования образовательных программ разных уровней разных образовательных учреждений.
Проблемы координации деятельности образовательного учреждения вне места его нахождения.
Следствием свойства экстерриториальности дистанционного обучения является возможность образовательного учреждения реализовать образовательную программу учащимся в независимости от места нахождения образовательного учреждения и учащегося. Однако, действующие нормы образовательного законодательства не предполагают возможности действий образовательного учреждения вне места своего нахождения, за исключением филиалов (представительства не могут осуществлять обучение, но могут проводить консультационную деятельность, текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию и оказывать помощь студентам-заочникам в освоении образовательных программ за счет привлечения штатных научно-педагогических работников вуза, например, преподавателей экстерриториальных кафедр вуза, проживающих в местах компактного сосредоточения дистанционных студентов. Поэтому, логичным было бы распространение «статуса экстерриториальности» на лицензии образовательных учреждений, реализующих учебные программы с использованием дистанционного обучения.
Проблема несоответствия существующих лицензионных нормативов, разработанных для традиционных технологий получения образования особенностям обучения с использованием дистанционных технологий.
Это несоответствие проявляется в части:
а) требований к наличию и оснащенности арендуемых площадей (при дистанционном обучении аудиторные занятия проводятся в значительно меньшем объеме);
б) количеству штатных преподавателей, имеющих ученую степень (при дистанционном обучении значительная часть нагрузки выполняется преподавателями, имеющими специальную методическую подготовку, а также опыт практической работы по профилю обучения, но не имеющими ученую степень);
с) требований к обеспечению литературой в традиционной библиотеке (при дистанционном обучении обучаемые получают индивидуальный комплект учебно-методических материалов, который часто не может быть отражен на балансе базового вуза, а также имеют доступ в электронные библиотеки вузов) и др.
Проблемы отдельных процедур лицензирования, аттестации и аккредитации филиалов ВУЗов.
Согласно Закону «Об образовании» филиалы образовательных учреждений проходят лицензирование и аттестацию отдельно от головного ВУЗа. И только аккредитацию – в составе головного вуза. Это противоречит положениям Гражданского Кодекса, согласно которым филиал (также как и представительство) не является юридическим лицом, а лишь обособленным подразделением юридического лица.
Проблема взаимодействия с региональными Советами ректоров на предмет открытия филиала или представительства образовательного учреждения в соответствующем регионе.
Региональный совет ректоров не всегда может объективно оценить ВУЗ, стремящийся выйти на региональные рынки образовательных услуг, так как региональные ВУЗы прямо конкурируют с филиалами московских ВУЗов на своем региональном рынке.
Советы ректоров наделены весьма широкими полномочиями, в том числе административно-контрольными, что в совокупности с полным отсутствием нормативно-правовых актов, разъясняющих данные функции советов ректоров, а также ограничивающих или определяющих их компетенцию, приводит к достаточно опасным проявлениям.
Согласно письму Минобразования РФ от 29.04.99 г. № 15-20ин/15-11 «О филиале ВУЗа» при рассмотрении вопросов создания филиала может учитываться мнение соответствующего совета ректоров высших учебных заведений Российской Федерации», т.е. совет ректоров может прямо влиять на возможность создания филиала в конкретном регионе, и, при желании, избавиться от потенциального конкурента. Региональный совет ректоров может дать негативную оценку на предложение о создании филиала, мотивируя свое решение любыми причинами или никак не мотивируя, а также любыми способами затягивать процесс принятия решения.
На сегодняшний день назрела острая необходимость четко определить функции и компетенцию советов ректоров, цели их деятельности, роль в системе образования Российской Федерации, перспективы их функционирования и дальнейшего развития, как для всей образовательной системы России, так и для отдельных ее частей.
Еще по теме:
Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи
В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи (у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения ...
Проблемы диагностики раннего детского аутизма
В связи с проблемой аутизма актуальны вопросы диагностики данного нарушения, симптоматика которого имеет сходство с другими нарушениями нервно-психического развития. Детям с ранним детским аутизмом в первые 2-3 года жизни возможна постановка ошибочного диагноза, поэтому необходима четкая дифференци ...
Элитарное образование в России. Современный этап
Конец 80-х – 90-е годы XX века ознаменовались радикальными изменениями внутренней и внешней политики страны, создавшими в целом благоприятные условия для возрождения элитного общего образования. Процесс воссоздания и развития элитной школы, продолжающейся с 90-х годов XX столетия по настоящее время ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.