Программа духовно-нравственного воспитания школьников "Почитание старших"

Образование и педагогика » Программа духовно-нравственного воспитания школьников "Почитание старших"

Одна из актуальных задач школы в согласии с родителями воспитать у ребят чувство ответственности за свою семью, свою фамилию, продолжение своего рода, сохранение добрых семейных традиций, осознании истории семьи, как части истории своего народа.

Принцип почтения к тому, кто старше годами, коренится ещё в первобытных верованиях. Культ предков - этап духовной жизни, который прошли все народы. Почитание старших отражалось в мельчайших подробностях быта славян: не садись первым за стол, не бери первым ложку, лучший кусок - отцу-кормильцу (а вовсе не детям, как теперь), не говори много в присутствии старших.

В условиях современности почитание родителей, уважение к старшим людям, могло бы стать для детей внутренним мотивом для того, чтобы не совершать плохие поступки. Стержнем воспитания является нравственное сознание, на основе которого формируется нравственное поведение. Нравственное сознание "утверждает в душе ребенка идеи правды, справедливости и добра" (Б. Т. Лихачев).

Свою деятельность как классного руководителя, автор программы акцентирует на проблеме нравственного воспитания школьников через почитание старших, в связи с тем, что разрушена система ранее сложившихся родительских и педагогических воздействий на детей. Наблюдаются значительные негативные изменения в духовной жизни общества, влияющие на нравственное здоровье нации (резкое падение уровня воспитанности, развитие бездуховности, массовое вовлечение молодого поколения в «зону социального риска»). В результате переоценки ценностей обществом дети оказались в условиях своеобразного нравственного вакуума.

Наряду с несомненным прогрессом в понимании общечеловеческих ценностей, существуют барьеры в их формировании у подростков, которые отчётливо стали проявляться в условиях рыночных отношений:

1) гипертрофия в представлении воспитанников о значении денег, ориентация на материальное благополучие любой ценой;

2) пренебрежительное отношение к национальным культурным ценностям;

3) недооценка таких нравственных качеств как доброта, милосердие, совесть, терпимость.

В связи с этим, у классного руководителя возникает необходимость в создании воспитательной Программы, способствующей воспитанию личности, умеющей сделать нравственный выбор, ответственной за свои дела и поступки, уважающей права и свободы других людей, обладающей чувством гордости за свою семью, фамилию.

Фундамент гражданской позиции взрослого человека закладывается в раннем детстве. Поэтому, вместе с родителями, уделяю большое внимание формированию ценностных качеств личности школьника, воспитанию честности, правдивости, отзывчивости, милосердия. Например, использование воспитательных возможностей народных традиций, фольклора (русского и других народов) способствует приобщению детей к ценностям национальных культур.

Ценностным ядром в воспитании являются бабушки и дедушки моих учеников, которые формируют у детей бережное отношение к национальным богатствам страны, чувство любви к «малой родине».

Кроме того, уделяю большое внимание развитию у детей общественной активности. В рамках школьной организации «Радуга» формируется гражданин, который способен самостоятельно принимать решения, брать ответственность на себя, отстаивать свою точку зрения, обладающий развитой культурой общежития.

Воспитывая деловых и здоровых людей, мы хотим быть уверенными в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания школьников. В свою очередь, это предполагает необходимость формирования у учащихся высоких нравственных, моральных, этических качеств, среди которых: патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу своей семьи и Отечества в целом.

Цель программы: реализация системы духовно-нравственного воспитания подростков в единстве сознания и поведения на основе народной педагогики.

Задачи программы:

формировать у детей ответственность, правосознание, уважение к родителям и старшим людям;

формировать необходимые моральные ориентиры, почерпнутые из «чистого родника» народной мудрости и опыта, формировавшихся веками народных принципов и заповедей, а также высших социально-нравственных качеств;

знакомить учащихся с духовными традициями России, её героическим прошлым, государственной символикой, культурой межнациональных отношений;

формировать гордость за сопричастность к деяниям предков и современников и историческую ответственность за происходящее в обществе.

В нашей концепции, основанной на идее «воспитание через почитание старших», мы выделяем три основные группы методов воспитания:

1) методы формирования сознания (убеждение; личный пример родителей, учителя; внушение; беседа, объяснение необходимости терпимого, бережного, заботливого отношения к старшему поколению);

2) методы организации деятельности и формирования опыта (организация деятельности – помощи бабушкам, дедушкам, родителям; формирование общественного мнения, приучение, упражнения, создание воспитывающих ситуаций и др.);

3) методы стимулирования поведения и деятельности (поощрение, порицание).

В своей практической деятельности классного руководителя по реализации Программы нравственного воспитания учащихся 7-9 классов «Почитание старших» опираюсь такие на технологии, как: «Личностно-ориентированная технология» (Д.А.Белухин); «Культурологическое воспитание школьников»; «Технология коллективных творческих дел» (И.П.Иванов); «Технология саморазвития личности» (Г.К.Селевко); «Технология ролевых игр»; «Технология педагогической поддержки» (О.С.Газман)

1. Структура программы.

Данная Программа предназначена для учащихся VII-IХ классов общеобразовательной школы. Программа имеет четыре основных направления «Моя семья», «Взаимоотношения с родителями и близкими людьми», «Святыни моего народа», «Забота», которые присутствуют в каждом году обучения, углубляясь и расширяясь в связи с возрастными особенностями детей. Таким образом, воспитательный процесс идёт концентрически.

Основные направления программы:

1-е направление - «Моя семья» - предполагает воспитание чувства гордости и ответственности за свою семью, свою фамилию, продолжение своего рода, сохранение добрых семейных традиций.

2-е направление - «Взаимоотношения с родителями и близкими людьми» - предполагает воспитание милосердия, добропорядочных взаимоотношений с людьми, уважения к старшему поколению, почитания родителей.

3-е направление - «Святыни моего народа» - предполагает воспитание любви к окружающему миру, своему Отечеству, осознание воспитанниками истории семьи, как части истории своего народа.

4-е направление – «Забота» - предполагает организацию и проведение конкретной благотворительной деятельности учащихся.

2. Механизмы реализации программы.

Под «механизмом реализации» программы нравственного воспитания школьников «Почитание старших» мы понимаем те факторы, средства, которые создаются для достижения поставленной цели. К числу наиболее действенных механизмов мы относим:

разработку и реализацию программы воспитания у школьников почитания родителей и уважения к старшим людям;

изменение личностного понимания учащимися сущности милосердия;

моделирование специальных ситуаций;

стимулирование инициативы детей;

взаимодействие школы, родителей и общественности (Совета ветеранов Великой Отечественной войны, женсовета, администрации посёлка Энергетик) в нравственном воспитании учащихся;

активизация деятельности учащихся в рамках детской организации «Радуга»;

привлечение к реализации программы работников Д/к «Современник», с/к «Дельфин», школьного краеведческого музея, музея боевой и трудовой Славы Ириклинской ГРЭС, школьной и поселковой библиотеки, музыкальной школы, ДЮСШ, Детского центра.

3. Правовой базой для составления программы являются:

Конвенция ООН о правах ребенка. 1989.

Семейный кодекс Российской Федерации. 1996.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 31.01.2001г. № 90/30 -16).

Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005-2010 годы”.

4. Условия реализации программы:

1) заинтересованность детей и взрослых в решении поставленных задач; 2) совместная деятельность с родителями, бабушками и дедушками воспитанников, с учреждениями дополнительного образования, со школьным и районным краеведческими музеями, школьной организацией “Радуга”; 3) Программа рассчитана для использования в общеобразовательной школе.

5. Взаимодействие школы и семьи по воспитанию у детей почитания старших должно строиться на принципах:

преемственности и связи поколений, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного воспитания;

системности в воспитании уважения к родителям и другим людям, что позволяет обеспечить целостность становления личности ребёнка;

гуманистической направленности воспитания (уважения к личности воспитанника в сочетании с требовательностью; отношения между подростками, педагогами, старшим поколением стоится на взаимном доверии, сотрудничестве, любви, доброжелательности);

культуросообразности, основанной на общечеловеческих ценностях;

открытости, обеспечивающей постоянный контакт семьи и школы, доступности для родителей информации об эффективности воспитания почитания старших;

единства и согласованных требований всех участников воспитательного процесса: педагогов школы, родителей, старшего поколения (бабушек, дедушек), общественности;

6. Прогнозируемые результаты:

повышение уровня духовно-нравственного развития детей;

проявление уважительного отношения к старшему поколению;

проявление заботливого отношения к родителям;

умение поддерживать семейные ценности;

приобщение к истории своей семьи, школы, посёлка и культуре народов;

повышение уровня социальной комфортности в коллективе;

воспитание чувства гордости за свою семью, любви к родному краю;

активное участие родителей в жизни класса, школы;

повышение степени удовлетворения родителей результатами работы школы, классного руководителя.

7. Диагностика социально-нравственные качества воспитанников:

1) Общая педагогическая диагностика класса:

«Изучение воспитанности учащихся» (М.И.Шилова);

«Выявление коммуникативных склонностей учащихся» (Р.В. Овчарова);

«Определение профессиональных интересов подростков»;

«Школьный тест умственного развития»;

«Определение креативных способностей» (тест П.Торранса);

«Определение ведущего канала восприятия информации» (тест Б.А. Левиса, Ф.Пукелика);

«Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью» (А.А.Андреев);

«Определение уровня сотрудничества в классе и места каждого ученика в классном сообществе по методике «ТУСовка» и «Мишень»;

«Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива» (О.В. Лишин);

«Методика выявления уровня развития самоуправления» ( М.И. Рожков);

«Выявление уровня удовлетворённости родителей работой ОУ и классного руководителя»;

2) Диагностика духовно-нравственного развития подростков в рамках реализации программы «Почитание старших»:

«Анкетирование «Я и моя семья»;

«Диагностика ценностных отношений школьника» (Б.П.Битиносс);

«Метод недописанных тезисов»:

« Счастливая семья – это …»;

«Я горжусь своей семьёй, потому что …»;

«Мои бабушка и дедушка самые лучшие …»

Для получения результатов используется комплекс диагностических методов: письменный опрос, анализ документов и работ учеников, наблюдение, социометрия, моделирование специальных ситуаций, беседа, анкетирование, тестирование и др.

8. Критерии эффективности реализации программы «Почитание старших»:

Об эффективности реализации программы «Почитание старших» в воспитательном процессе можно судить по результативности и процессуальной оценке.

Это означает, что воспитание тем эффективнее, чем больше результаты совпадают с целями. Результативность проявляется в уровне воспитанности учащихся, который выражается в показателях - наблюдаемых признаках поведения и сознания: умения и знания учащихся, сформированность коллективных и межличностных отношений, социальная активность, наличие нравственных норм, развитость эстетических вкусов и пр.

Уровень воспитанности определяется методами диагностики (см. ниже).

Процессуальная оценка эффективности воспитательного процесса состоит в установлении того, насколько адекватно определены цели, содержание работы, выбраны методы, средства и формы ее, учтены психологические условия и многое другое в деятельности педагога. Для выявления этого используются методы наблюдения, беседы, создание специальных ситуаций, педагогический анализ воспитательных дел, проводимых в школе и классе.

9. Формы проведения мероприятий:

нравственные беседы;

творческие отчёты;

родительские собрания;

«Уроки доброты», «Уроки мужества», «Уроки памяти»;

акции;

«Вахта памяти»;

встречи с ветеранами;

соревнования;

праздники;

конкурсные программы;

конкурсы сочинений, плакатов, рисунков, чтецов;

просмотр видеофильмов;

митинги;

экскурсии, походы;

читательские конференции;

викторины;

фольклорные праздники;

трудовые и экологические десанты;

фестивали;

познавательные игры и др.

10. Мониторинг реализации программных мероприятий.

наблюдение уроков, классных часов, внеклассных мероприятий, родительских собраний;

сбор информации, анализ;

проведение в конце года сборов, конференций;

подведение итогов классным руководителем (делаются выводы, указываются перспективы деятельности);

создание банка данных (методических наработок) по воспитанию почитания старших.

11. Этапы реализации программы:

I этап – организационно-постановочный - (2008–2009). Изучение психолого-педагогической литературы, практического опыта работы педагогов образовательных учреждений, нормативных документов по теме программы. Разработка программы нравственного воспитания учащихся «Почитание старших», подготовка ее технологического обеспечения, проведение общественно-государственной экспертизы.

II этап – преобразующий - (2009-2010). Разработка системообразующих мероприятий программы, формирующих у учащихся уважение к старшему поколению. Реализация программы нравственного воспитания школьников «Почитание старших».

III этап – итоговый (обобщающий) - (2010-2011). Проверка выводов и результатов педагогической деятельности по воспитанию у школьников чувства гордости за свою семью, любви к Отечеству в ходе формирующей части, систематизация и обобщение результатов работы.

Воспитательные дела в рамках подпрограммы «Моя семья»

Задачи:

активизировать взаимодействие школы и семьи в воспитании уважения к старшим;

формировать у подростков умение поддерживать семейные ценности;

изучить и популяризировать хорошие семейные традиции.

Мероприятия

Ответственные

1.

«Традиции почитание старших у разных народов»

Классный руководитель

2.

«Я горжусь своими бабушкой и дедушкой» - конкурс сочинений

Классный руководитель, учитель литературы

3.

«День почитания старших» - вечер

Классный руководитель, ст.вожатая

4.

Вручение благодарственных писем бабушкам и дедушкам

Классный руководитель

6.

Участие родителей в организации вечера «День почитания старших»

Классный руководитель, родительский комитет

7.

Географическая карта моей родни

Классный руководитель

8.

Создание Герба семьи

Классный руководитель, учитель ИЗО

9.

День благодарения родителей

Классный руководитель, ст.вожатая

10.

Составление родословной своей семьи («Древо семьи»)

Классный руководитель, родители, учитель ИЗО

11.

Конкурс рефератов «Моя семья в истории страны»

Классный руководитель, учитель истории

12.

Конференция отцов «Отцы и дети»

Классный руководитель

13.

«Мои игрушки – мой особый мир» - выставка игрушек, полученных в наследство

Ст.вожатая,

актив класса

14.

Конкурс сочинений «Моя родословная»

Классный руководитель, учитель литературы

15.

Вечер «От всей души» для родителей

Классный руководитель, актив класса

16.

Клуб выходного дня «Отдыхаем всей семьёй… А без папы и без мамы – это что за выходной?».

Классный руководитель, ст.вожатая, родительский комитет, актив класса

17.

«Лучше папы друга нет»

Классный руководитель, ст.вожатая

18.

Конкурс плакатов «Мир дому твоему»

Классный руководитель, учитель ИЗО

19.

День Матери

Классный руководитель, ст.вожатая, актив класса

20.

«Семейные традиции»

Классный руководитель, ст.вожатая, родители

21.

Конкурс творческих проектов «Изучение истории моей фамилии»

Классный руководитель

22.

Праздничная программа «Низкий вам поклон», посвящённая Дню пожилых людей

Классный руководитель,

родительский комитет

23.

«Увлечения нашей семьи»

Классный руководитель,

родительский комитет, актив класса

24.

«Профессии наших родителей»

Классный руководитель,

родительский комитет

25.

Игра «Угадай мелодию» («Песни наших бабушек»)

Классный руководитель,

актив класса

26.

Создание видеоролика «Моя милая мама»

Актив ребят

27.

Совместное посещение театра (учащиеся, родители, бабушки, дедушки)

Классный руководитель, актив класса, родители

28.

Именины и день рождения.

Значение имен. Почему нужно дорожить своим именем? Что празднуют в день именин и в день рождения?

Классный руководитель, актив класса, родители

29.

Береги честь смолоду. О верности слову героя рассказа Л. Пантелеева «Честное слово». Можно ли представить героя рассказа взрослым? Каким человеком он будет?

Классный руководитель, библиотекарь

30.

Мой род. Значение памяти. Человек и его род. Откуда происходят фамилии? Чтение отрывка из книги С.Е. Шамаевой "Ваня, Аленка и бабушкины сказки"

Классный руководитель, библиотекарь

Воспитательные дела в рамках подпрограммы «Взаимоотношения с родителями и близкими людьми»

Задачи:

помочь подростку успешно освоить эффективные семейные роли;

способствовать сплочению семей;

оказывать психолого-социально-педагогическую защиту детям из социально незащищённых семей.

Мероприятия

Ответственные

1.

Анкетирование учащихся «Знаешь ли ты?» (о своей семье)

Классный руководитель, педагог-психолог

2.

Семья настоящая и предстоящая. Тестирование методом недописанных тезисов.

Классный руководитель, педагог-психолог

3.

Беседа «Как построить взаимоотношения с «трудными родителями»

Классный руководитель, педагог-психолог

4.

Родительское собрание «Роль родителей в воспитании у детей почитания к старшему поколению»

Классный руководитель

5.

Ролевые игры «Моя будущая семья»

Классный руководитель, педагог-психолог

6.

Урок доброты «День Матери»

Классный руководитель,

библиотекарь

7.

Разговор при свечах «Доброе сердце дороже золота»

Классный руководитель

8.

Обсуждение книги Д.С.Лихачёва «Письма о добром»

Классный руководитель, библиотекарь

9.

«Почему надо почитать родителей» - беседа Настоятеля храма, иерея Отца Александра

Классный руководитель

10.

Классный час «Проблема милосердия в нашем обществе»

Классный руководитель

11.

«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает» (Рассказы, стихи, сказки, пословицы об отношениях в семье. Произведения о матери)

Классный руководитель, учитель литературы

12.

«Добро и зло в душе человека»

Библиотекарь

13.

Народные традиции: Дни покаяния в «прощённый день», Дни поминания умерших.

Классный руководитель, родительский комитет

14

О почитании родителей.

Пример дочерней преданности в сказке "Великодушная дочь". Вера, Надежда, Любовь как пример преданности и послушания. Подготовка к домашнему сочинению "Моя милая мама".

Классный руководитель, учитель литературы

15.

О помощи ближним.

Легенда "Дары Артабана" (из книги С.Е. Шамаевой)

Классный руководитель, учитель литературы

16.

Проблема милосердия в нашем обществе. (Рассказ Б.Васильева «Великолепная шестёрка»)

Классный руководитель

17.

Родительский всеобуч «Традиционные семейные ценности: как помочь подростку освоить эффективные семейные роли»

Классный руководитель

Воспитательные дела в рамках подпрограммы «Святыни моего народа»

Задачи:

знакомить учащихся с духовными традициями России, её героическим прошлым, государственной символикой, культурой межнациональных отношений;

формировать у детей ответственность, правосознание, уважение к ценностям общества, любовь к «малой родине»;

формировать гордость за сопричастность к деяниям предков и современников и историческую ответственность за происходящее в обществе.

Мероприятия

Ответственные

1.

«С кого пример в жизни брать» - читательская конференция

Классный руководитель, библиотекарь

2.

Концерт для ветеранов ВОв «Во имя жизни на земле»

Классный руководитель,

родители

3.

Экскурсия «Ириклинское водохранилище – жемчужина Оренбуржья»

Классный руководитель

4.

«Песни наших бабушек и дедушек» - фольклорный праздник

Классный руководитель, учитель музыки

5.

«Символы государства: Герб, гимн, флаг» - беседа с учащимися с использованием компьютерной программы.

Организатор ОБЖ

6.

Просмотр и обсуждение в/ф «Александр Невский»

Классный руководитель,

библиотекарь

7.

Классный час, посвящённый Дню энергетика «Трудовые подвиги наших земляков»

Руководитель музея

8.

Урок знаний «Конституция России»

Организатор ОБЖ

9.

«Праздник Рождества» - христианская традиция

Классный руководитель

10.

Урок мужества

Классный руководитель

11.

Беседа «Я – гражданин России»

Классный руководитель, ст.вожатая

12.

Быт, традиционные обычаи русского народа (экскурсия в этнографический зал школьного музея)

Классный руководитель, руководитель музея

13.

Фольклорный праздник «Масленица»

Классный руководитель, ст.вожатая, родители

14.

Конкурс чтецов «Славим женщину-мать»

Классный руководитель,

библиотекарь

15.

Творческо-поисковая работа

«След войны в моем доме»

Руководитель музея, актив класса

16.

Фестиваль национальных культур (казахской, татарской, башкирской, мордовской)

Ст.вожатая, актив класса

17.

Просмотр и обсуждение художественного фильма «Помни имя своё»

Библиотекарь

19.

Конкурс рисунков «Память жива»

Учитель ИЗО, учащиеся

20.

Народные праздники и обычаи (Рассказы и стихи о праздниках Рождества Христова, Крещения, Пасхи. Народные обычаи, связанные с ними.

Классный руководитель, библиотекарь

21.

«Их почитает мой народ» (Произведения о Сергии Радонежском, Николае Чудотворце, Георгии Победоносце, Мефодии и Кирилле)

Классный руководитель, библиотекарь, Отец Александр

Воспитательные дела в рамках подпрограммы «Забота»

Задачи:

проведение учащимися благотворительной деятельности;

формирование внутренней потребности делать добро.

<

Еще по теме:

Формирование здорового образа жизни школьников как основа профилактики хронических заболеваний
Хронические заболевания - это заболевания внутренних органов, которыми люди болеют длительное время. Чаще всего излечиться от этих заболеваний невозможно, можно лишь добиться стойкой ремиссии - отсутствие обострений заболевания в течение длительного времени (иногда несколько лет). С некоторыми забо ...

Феноменальное явление Вологодского кружевного орнамента
Геометрические мотивы широко представлены в Вологодском кружеве. К первичным архаическим мотивам относятся точки, линии (прямые и ломаные), круги, многоугольники, меандр и др. Поначалу в изделиях кружевного промысла были отражены старинные местные узоры, от простейших мерных численных, исполняемых ...

Детская инвалидность как социальная проблема
Вероятно, с периода возникновения жизни на земле термин «инвалидность» во все времена вызывал отрицательные ассоциации. Многочисленные подтверждения этому факту мы находим в Библии, ведах и других религиозных книгах, народных сказках, былинах: плохие люди и злодеи наделяются чертами уродства, а хор ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru

Мероприятия

Ответственные

1.

Акция «Поздравь ветерана»

Ст.вожатая, учащиеся

2.

Проведение благотворительных акций (помощь ветеранам ВОв, учителям-пенсионерам)

Классный руководитель,

учащиеся

3.

Изготовление сувениров к Дню пожилых людей

Учащиеся

4.