Трудность вовлечения подростков «группы риска»

Страница 1

В древней адыгейской легенде рассказывается об одном очень плохом обычае нартов, который принёс им много вреда и несчастий, пока они не отменили его. Когда мужчина становился дряхлым и уже не мог без чужой помощи сесть на коня, не хватало больше у него сил натянуть лук, чтобы пустить стрелу в зверя или птицу, когда у него из рук выпадали грабли и не мог он сгрести копну сена, когда не был в состоянии охранять стадо, тогда сажали дряхлого старика в плетёную корзину и, подняв на вершину Горы Старости, сбрасывали в пропасть. Таково было решение хасэ нартов. Настало время, когда отец Бадыноко, Бадын превратился в глубокого старца, дряхлого и бессильного старика. Скрывая свою печаль, сплёл Бадыноко из хвороста корзину, посадил в неё отца, поднял на вершину Горы старости и сказал: – Отправляю тебя, отец, на гибель. Не меня вини, а нартский обычай! Прощай! Бадын ничего не сказал в ответ, и от его молчания стало ещё тягостнее на душе у Бадыноко. Оттолкнул корзину она покатилась по дороге смерти…

У самого края пропасти корзина остановилась, зацепилась за пень. Ветер стал её качать над бездной, белая борода Бадына развеивалась на ветру, и старик, засмеялся. – Отец, чему ты смеёшься? – спросил Бадыноко. – Я подумал, когда ты одряхлеешь и твой сын сбросит тебя с Горы Старости, твоя корзина тоже может зацепиться за этот самый пень. Разве это не смешно? Добрый смех отца приговоренного к смерти, ранил Бадыноко в самое сердце. Он подбежал к отцу и сказал, как человек, принявший твёрдое решение: – Пусть нарты делают со мной что хотят, но я не отправлю тебя по дороге смерти! Бадыноко отнёс отца в горную пещеру… Бадын жил в пещере, а сын приносил ему пищу каждую неделю. Случилось так, что не уродили плоды в стране нартов. Об этом рассказал Бадыноко своему отцу. Отец посоветовал как вырастить плодовые деревья. Обрадовались нарты, посеяли семена, и снова яблоки и груши расцвели на их земле. Часто нартов постигали несчастья, но Бадыноко, посоветовавшись с отцом, выводил их из всех затруднений. Нарты начали считать Бадыноко самым мудрым из нартов, тогда он, выступив на хасэ нартов, сказал: – Это мой отец, белобородый, мудрый Бадын, научил меня, как поступать, когда погибли наши плодовые сады, наш скот, наше просо. Если снова расцветают в Стране Нартов яблони и груши, если снова собирают нарты урожаи проса, то это не моя заслуга, а заслуга моего отца.

Я только исполнял его мудрые советы. А если бы я спустил его с Горы Старости по дороге смерти, то у нас не было бы всех этих благ, которые мы сейчас имеем. После таких слов Бадыноко нарты отменили свой жестокий и вредный обычай и решили почитать и лелеять стариков и следовать их мудрым советам. Идущего впереди старшего нельзя окликать, как бы ты не спешил. Нужно его догнать и, став от него слева и поздоровавшись, начать разговор. Правая сторона у адыгов считается почётной. В присутствии старших, младшие должны вести себя очень скромно и быть внимательными. Сидеть развалившись, держать руки в карманах, говорить длинные речи, рассказывать о себе, а тем более хвастаться, считается верхом неприличия. На вопросы старших нужно отвечать коротко, чётко, с уважением и почтительностью. Отлучаясь из дома, надо отпрашиваться у старшего и при возвращении зайти к нему. Необходимо систематически навещать старших родственников, соседей, интересоваться их здоровьем.

Строго запрещается перебивать в разговоре старшего по возрасту или высказывать неудовольствие продолжительностью или содержанием его речи. При появлении старшего все сидящие встают. В присутствии отца не приятно было сидеть, а тем более лежать. Почётным местом у адыгов считается место, наиболее удаленное от входной двери. Самый старший занимает это место, а остальные располагаются так, что самый младший оказывается ближе всех к двери. Если старый человек выполняет какую-либо тяжёлую работу, молодые люди, даже незнакомые, обязаны помочь ему. Престарелых людей адыгеи не оставляют одних на ночь, а одиноких стариков, старух, больных людей всегда забирают родственники, а если нет родственников, то соседи, чтобы ухаживать за ними. На черкесских игрищах, свадьбах, похоронах, где собирается от нескольких сот до нескольких тысяч людей от мала до велика, никогда не бывает беспорядков, тем более потасовок и драк. Закон адыгов запрещает проявление враждебных чувств даже к кровному врагу, если с ним повстречался на коком-то празднике или похоронах.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

История развития идеи межпредметных связей
Вопросы исторического развития идеи межпредметных связей отражены в работах Г.И. Батуриной, Ш.И. Ганелина, И.Д. Зверева, П.М. Иванова, П.Г. Кулагина, которые показали, что решение данной проблемы в школьном обучении происходило в зависимости от конкретно-исторических условий его развития. Зарождени ...

Природа и сущность человека
Человек, - писал Н.А. Бердяев, - есть принципиальная новизна в природе. Первичной предпосылкой существования конкретного человеческого индивида является жизнь его тела. Тело - это часть естественной природы, и в этом отношении человек предстает как вещь среди других вещей, включенных в общий эволюц ...

Этапы процесса решения задачи
Если под процессом решения задач понимать процесс, начинающийся с момента получения задачи до момента полного завершения ее решения, то очевидно, что этот процесс состоит не только из изложений уже найденного решения, а из ряда этапов, одним из которых и является изложение решения. Из каких же этап ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru