Организация и проведение занятий на мелководье

Страница 1

Младшая группа

В младшей группе обучение плаванию начинается с ознакомления ребенка с водой и ее свойствами: плотностью, вязкостью, прозрачностью. Продолжительность ознакомительного периода определяется возможностью ребенка безбоязненно и уверенно с помощью взрослого либо самостоятельно передвигаться по дну, совершать простейшие действия, играть.

По мнению Т.И. Осокиной, к концу учебного года дети младшей группы в воде должны уметь: достать со дна игрушку, погружаясь в воду с открытыми глазами; сделать выдох в воду (5—6 раз); скользить на груди (2—3 раза); выполнять упражнение «поплавок» (2 раза); с помощью взрослого лежать на спине (2 раза). При таком подходе уже в младшей группе выполняются требования «Программы воспитания и обучения в детском саду» по плаванию.

Но опыт показывает, что не всем детям младшего дошкольного возраста доступен набор столь сложных упражнений (особенно упражнение «поплавок»). Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, у детей разный уровень физической подготовленности. Во-вторых, в этом возрасте дети часто болеют, получая после перенесенного заболевания медицинский отвод на несколько недель. Ускорение учебного процесса искусственно создает группу детей, «неуспевающих» в плавании.

С учетом основных задач начального обучения плаванию на данном этапе можно включать лишь игры с игрушками на мелководье, все виды ходьбы и бега в воде и несложные прыжки с лестницы (тумбы).

Занятия в младшей группе можно начинать с обычного умывания и обливания из ковша. Затем переходть к кратковременному погружению лица в воду и подныриванию под различные предметы — обруч, круг и т.п. (упражнения «Надень шляпу», «Вырос гриб», «В домик — из домика»).

Средняя группа

На занятиях в средней группе дети обучаются держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) хотя бы в течение непродолжительного времени, тем самым получая представление о выталкивающей и поддерживающей силе воды. Кроме того, дети должны научиться самостоятельно произвольно выполнять вдох-выдох в воду несколько раз.

Состав игровых упражнений в средней группе можно определить исходя из следующих посылок:

1) Не следует начинать обучение движениям ног или рук до тех пор, пока у ребенка не получилось идеального скольжения;

2) не рекомендуется выполнять данное упражнение у опоры, так как, работая ногами, ребенок не сможет почувствовать продвижения вперед;

3) не обязательно использовать поддерживающие предметы, поскольку при этом нарушается горизонтальное положение тела, что, в свою очередь, ведет к появлению грубых ошибок в работе ног.

Основной задачей организации занятий по плаванию в средней группе, по методике «Маленький дельфин», является обучение ребенка умению свободно лежать на груди и на спине. Для этого необходимо научить его погружаться, нырять и открывать в воде глаза, не протирая их после этого руками. Умение открывать глаза помогает сохранить нужное направление движения и облегчает ориентировку под водой. Если ребенок в состоянии задерживать дыхание, можно научить его доставать со дна различные предметы (игрушки, шайбы, ракушки). Очень важно обратить внимание ребенка на то, что под действием выталкивающей силы он всплывает к поверхности воды.

Дети также должны усвоить, что не смогут нырять, если их легкие заполнены воздухом. Чтобы убедить их в этом, мы предлагаем присесть под воду после глубокого вдоха и после энергичного выдоха (упражнения «Надуй шар», «Лопнул шар»).

Лежание на груди

Для получения представления о плавучести тела и действии подъемной силы Т.И. Осокина предлагает использовать упражнение «Поплавок»: «стоя сделать вдох, присесть глубже, обхватить руками ноги чуть-чуть ниже колен, опустить лицо к коленям и сгруппироваться».

Однако требование группировки на начальном этапе оказывается невыполнимым из-за того, что ребенок инстинктивно разводит руки и ноги для удержания равновесия, поэтому в методике «Маленький дельфин» это упражнение рекомендуется более подготовленным детям.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Механизмы и виды чтения
Говоря о процессе чтения, необходимо отметить, что чтение, как и любой другой процесс познания, имеет две стороны - логическую и чувственную. Стороны эти качественно различны, но функционируют в неразрывном единстве. Механизмы чтения связаны с обеими сторонами. Первым компонентом в системе механизм ...

Психологическая характеристика педагога
Педагогическая психология традиционно включает специальный раздел – «Психология учителя», в котором рассматриваются особенности профессиональной роли учителя, его функции, способности, умения, анализируются предъявляемые к нему требования и сложившиеся в обществе по отношению к нему социальные ожид ...

Олимпиадное движение как инновационная форма организации обучения
Олимпиадное движение (как форма организации обучения) – активная творческая созидательная деятельность всех участников образовательного процесса (преподавателей и студентов) на основе интеграции коллективной и соревновательной деятельности, направленная на достижение целей обучения (основной образо ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru