Метод частотного анализа

Страница 1

На основании анализа содержания Государственных программ ДЕЦ, в частности, требований к усвоению дисциплинарного ПА учащимися 6-9-х классов, нами были выявлены базовые понятия (эти понятия представлены в цитируемых выше текстах примерных программ основного общего образования). Далее методом частотного анализа мы исследовали тексты двадцати четырех учебников географии, биологии, физики, химии, предназначенных для обучения в основной школе.

Метод частотного анализа позволил нам выявить, как рекомендованные нормативами ГОСТа дисциплинарные понятия представлены в учебных текстах. В таблицах 1-3 приведены количественные данные встречаемости терминов естественнонаучных понятий в учебниках химии 7-9-х классов, физики 6-9-х классов, биологии 6-9-х классов. Даже при беглом взгляде видно, что частота употребления одного и того же научно-дисциплинарного термина в учебниках разных авторов существенно различается. Так, учебники «Неорганическая химия 8» Ю.В.Ходакова и «Химия 8» О.С.Габриеляна имеют существенные различия по количеству встречаемости терминов базовых дисциплинарных понятий. Результаты сравнения представлены в таблице 1. Из данных таблиц видны значительные количественные различия употребления одних и тех же терминов в учебниках разных авторов. К примеру, в учебнике химии для 8-го класса О.С.Габриеляна термин «ион» встречается в пять раз чаще, чем в учебнике неорганической химии для 8-го класса Ю.В.Ходакова (сравните 204 и 49); термины «вещество», «система», составляющие фундаментальную основу естественнонаучного мышления, также значительно (в 2,4-2,8 раза) преобладают в текстах учебника О.С.Габриеляна. Выявлена группа дисциплинарных понятий (электролит, неэлектролит, электролитический, диссоциация), которые в учебнике неорганической химии для 8-го класса Ю.В.Ходакова отсутствуют. Схожую картину мы выявили и в учебниках физики (результаты сравнения представлены в таблице 2). Из сорока терминов понятий для учебников физики 7-го и 9-го классов имеют существенные различия по частоте употребления в тексте в 50-57,5% случаях, причем с количественным преобладанием в 120 и даже 318 раз (например, «магнитный», «атомный», «ядро», «ток») [2] (Перышкин А.В., 2001). Подобная тенденция имеет место и в учебниках биологии (результаты сравнения представлены в таблице).

Таким образом, мы установили (в среднем при одинаковых объемах текста), что для каждого отдельно взятого класса учебники химии, физики и биологии существенно различаются друг от друга по частоте употребления в них дисциплинарных понятий, рекомендованных нормативными документами ГОСТа к обязательному изучению. А это значит (если считать, что учебник является необходимым элементом учебного процесса), что формирование системы ПА учащегося в определенной мере будет зависеть от терминологической насыщенности учебного текста.

Таблица 2 Количественное соотношение терминов дисциплинарных понятий, используемых в учебниках физики основной школы

Учебники

Термины

Перышкин А.В.

Перышкин А.В.

Филинович Н.В.

Филинович Н.В.

Перышкин А.В.

Кикоин И.К. «Физика 9»

«Физика 6»

«Физика 7»

«Физика 7»

«Физика 8»

«Физика 9»

1990

1985

1985

2000 г

2005 г

2001

физический

38

20

48

18

24

18

явление

62

82

72

201

47

34

Закон

35

56

44

55

191

189

вещество

79

141

93

124

34

5

взаимодействие

25

28

79

28

130

58

электрический

15

389

16

411

103

12

Поле

1

161

3

137

273

6

магнитный

0

214

2

185

260

2

Волна

0

0

0

0

291

143

Атом

12

95

23

46

181

4

атомный

5

10

1

1

127

1

Ядро

0

38

0

23

318

1

ионизирующий

0

0

0

0

5

0

излучение

0

31

1

33

67

0

Путь

96

19

70

16

57

53

скорость

150

76

156

48

381

645

ускорение

0

0

3

0

178

396

Масса

211

199

217

87

197

260

плотность

126

43

129

13

5

0

Сила

568

380

650

267

403

1114

давление

243

81

326

23

3

32

импульс

0

0

0

0

54

105

Работа

137

177

239

161

18

266

мощность

39

95

73

47

7

31

кинетический

34

33

38

34

14

77

энергия

110

420

152

347

166

333

потенциальный

37

25

36

20

9

91

внутренний

7

140

8

108

17

9

Кпд

7

22

12

16

0

10

температура

22

206

12

218

5

6

количество

2

144

4

128

13

1

теплота

0

174

0

153

0

0

удельный

0

88

0

81

0

0

теплоемкость

0

30

0

23

0

0

влажность

1

0

0

31

0

0

Воздух

108

133

143

123

69

37

напряжение

0

177

1

175

7

0

сопротивление

11

183

8

154

27

15

Ток

1

591

4

535

177

2

система

3

13

12

12

111

194

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Виды межпредметных связей в содержании обучения биологии
Совокупность функций межпредметных связей реализуется в процессе обучения тогда, когда учитель биологии осуществляет все многообразие их видов. В.Н. Максимова выделяет несколько видов: различают связи внутрицикловые (связи биологии с химией, физикой) и межцикловые (связи биологии с историей, трудов ...

Краткая характеристика физкультурной минутки для учащихся младших классов
Физкультурные минутки – это физические упражнения, проводимые в классе во время урока. Правильно и вовремя проведенные физкультурные минутки являются эффективным средством для повышения внимания и активности детей и лучшего усвоения ими учебного материала. Также они благотворно влияют на весь орган ...

Физические упражнения – основное средство физического воспитания
Физические упражнения – основное средство физического воспитания. Они используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, всестороннего развития личности ребенка. Физические упражнения являются чрезвычайно эффективным средством профилактики и коррекции психофизического состоя ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru