Беседа для родителей учащихся 7 класса «Воспитание у детей почитания старших»

Образование и педагогика » Программа духовно-нравственного воспитания школьников "Почитание старших" » Беседа для родителей учащихся 7 класса «Воспитание у детей почитания старших»

Страница 1

Известно, что детям до 7 лет свойственно послушание. Ребенок верит всему, что ему говорят, принимая все за чистую монету, и легко исполняет родительскую волю. Ему хочется служить маме, слушаться папу. Почему же тогда это доброе свойство в ребенке не сохраняется в последующем?

В старину в благочестивой семье качество послушания особенно ценилось всеми. Как не может из одного источника течь сладкая и горькая вода, так и от родителей, воспитателей, учителей, дедушек и бабушек не исходили ложь, лукавство, насмешка, издевательство. Честь, достоинство, доброе имя, справедливость ими хранились, и потому дети к возрасту малого отрочества – к десяти годам – имели в своем характере глубоко укорененное послушание. Оно происходило из почитания старших и проявлялось в способности внимать совету и исполнять его, то есть следовать не своей воле, а тому, что было приказано. Плоды такого отношения к детям были явными и воодушевляли к большему.

К двенадцати годам ребенок уже сам искал совета, спрашивая его у более опытных. Старший отрок мог воспринимать совет не только от более опытных, но и от любого человека. В повиновении родителям ребенок был до женитьбы. В дальнейшем жизнь его строилась уже на сугубо нравственно-духовном основании. Ребёнок расположено к почитанию: "Мой папа – самый сильный, а моя мама – самая добрая". Для ребенка его родители – особые: самые лучшие, самые-самые. Разве это – не почитание своих родителей? А когда ребенок пытается услужить, помочь? Мама несет тяжелую сумку, а ее пятилетний сын говорит: "Мама, давай я тебе помогу". "Папа, сделай мне лопату, я буду с тобой копать", – он желает быть нужным, ищет помочь, поучаствовать.

В этом возрасте к ребенку нужно особенное внимание, чтобы не пропустить, поддержать все проявления его почитания. Если вместо этого родители или воспитатели начинают отмахиваться от ребенка: "без тебя обойдусь", "иди поиграй", "не до тебя" и др., – детская душа уязвляется. Когда ребенка обидят, то самолюбие и гордость теперь оживают и поддерживаются последующими уязвлениями, подспудно развиваясь в его душе.

В старину детское почитание получало поддержку матери. Мудрым материнским сердцем она слышала детское чувство, участвовала в нем.

Почитание – это не уважение, как сейчас понимают это слово. В нынешнее время уважение оказывается за проявленные способности, за выполненные услуги, за ответные признания и признательность. В таком уважении есть корысть. В почитании корысти нет, оно свободно, так как почитается любой человек, старший по возрасту, по положению. Почитается сам человек, и основанием этому служит заповедь: Чти отца твоего и матерь твою (из «Ветхого совета»).

У нас же слово "уважение" на слуху, а вот общая атмосфера почитания старших исчезла, и как следствие этого, нынешнее уважение стало корыстным: уважаем тех, от кого что-то имеем или кто нас уважает. Либо уважаем человека за его заслуги, за его мастерство, и полагаем, что в этом нет никакой корысти. Вот и получается, что если нет навыка почитать других, то и уважать кого-либо бескорыстно не получится.

К десяти годам ребенок умеет дружить. А дружба, – это быть совестливым по отношению друг ко другу, умение взаимопонимания. К двенадцати – ребенок уже сам откликается на беду ближнего, то есть он слышит эту беду, его не надо нацеливать, он сам ее чувствует. Затем почитание обращается в чувство такта. Это означает, что он может выразить истинное существо всякого дела очень кратко, по сути, и выразить его так, что никого не оскорбит выражением, не восстановит ни против себя, ни против мысли своей даже несходных с ним людей. Нравственно-этические ценности любого народа являются ядром, стержнем духовной культуры этноса, оказывающим непосредственное воздействие на духовность индивидуума, на моральный облик. С древнейших времен славяне располагали нравственно-этической культурой, присущей только им, которая развивалась в русле мировой цивилизации в то же время имела специфические черты и особенности. К высшим духовно-нравственным ценностям этих народов относятся почтительное отношение к старшим, забота о младших, гостеприимство, доброта, честность, порядочность, великодушие и благородство.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Понятие процесса воспитания
В процессе воспитания прошлых эпох (в период античности, в Средние века, в эпоху Возрождения) уже были поставлены многие важнейшие вопросы развития детей. В работах древнегреческих ученых Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля рассматривались условия и факторы становления поведения и ли ...

Академическая активность в условиях олимпиадного движения
Олимпиадное движение в современном социальном образовании выполняет ряд специфических, присущих только ему функций. Это функции: переориентации образования на запросы личности, его индивидуализацию, превращение в средство жизненного и профессионального самоопределения, самореализации; формирование ...

Компоненты патриотизма
Патриотизм является одним из нравственных качеств личности, которое формируется уже в дошкольном возрасте, и, как любое нравственное качество, оно включает: - содержательный компонент - овладение детьми доступным их возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru