Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
Изобразительная деятельность детей как метод изучения внутреннего мира ребенка привлекала исследователей издавна. Г. Рид (1893 – 1968 г.г.) – английский искусствовед, художественный критик, теоретик эстетического воспитания – проанализировал несколько тысяч детских рисунков и пришел к заключению, что все разнообразие форм художественного выражения детей можно свести к восьми видам, соответствующим восьми типам личности концепции К. Юнга.
Г. Рид установил эмпирическое соотношение между психологическими типами, описывающими (по К. Юнгу) особенности личности ребенка, и формами его художественного выражения, что отражено в табл. 1.
Таблица 1 - Классификация различных типов рисунков
Психологический тип |
Личностный тип |
Вид рисунка |
Мыслительный тип |
Эктраверт Интроверт |
Перечисляющий Органический |
Эмоциональный тип (чувствующий) |
Эктраверт Интроверт |
Декоративный Имажинарный |
Сенсорный тип (ощущающий) |
Эктраверт Интроверт |
Эмфатический Гаптический |
Интуитивный |
Эктраверт Интроверт |
Ритмический Структурный |
Кроме типа личности по рисунку также можно проследить уровни эстетического развития.
Констатирующий уровень. Характеристики: описательность, перечисляемость в ответах, случайность в наблюдениях, неумение выделить из массы подробностей выразительную деталь и сформулировать свое отношение. Часто осознанное отношение отсутствует или характеризуется «серо-белыми» показателями – хорошо или плохо, нравится или нет, все без подробностей. Констатация происходящего, пересказ событий, интересуются только фабулой. Жанровые предпочтения – приключенческая, детективная литература. Характерно наивно- реалистическое восприятие искусства, отсутствие индивидуального отношения к искусству, воображение не включено в процесс восприятия и деятельности.
Анализирующий уровень. Характерно стремление не только и не столько описывать события, сколько рассуждать по поводу, анализировать их. Творчество этих детей по сравнению с детьми, соответствующими первому уровню, более интеллектуально, осмысленно. Однако «аналитики» не любят и не замечают подробности, их изложение теряет определенную долю непосредственности, эмоциональности. Анализ неизбежно ущемляет непосредственность восприятия.
Для детей, соответствующих этому уровню, характерно увлечение научной фантастикой, особенно современной. Искусство рассматривается ими как занимательная игра мыслей, наглядное оформление тех или иных социальных и нравственных проблем. Ко второму уровню относятся также дети, интересующиеся произведениями социально-психологического жанра. Однако здесь они обнаруживают определенную ограниченность: их интерес сводится к постановке и решению нравственных, философских, социальных и бытовых проблем. Они содержательно, аргументировано спорят, задают острые вопросы, но не по книге или картине, а по существу поставленной проблемы, что свидетельствует о самостоятельности мышления.
3. Гармоничный уровень. Третий уровень эстетического развития характеризуется:
- целостностью восприятия искусства, эмоциональностью, личным отношением;
- синтезом непосредственного восприятия факта и желания его проанализировать;
- гармонией анализа и синтеза, непосредственного восприятия, его осмысления, рационального и эмоционального начал;
- умением чувствовать природу искусства, умением познавать стиль автора и воспроизводить особенности произведения, стиля автора или целой художественной школы, интересам к личности и мироощущению художника, умением найти адекватную художественную форму для выражения своего оригинального отношения к действительности в творческой деятельности.
Также успех развития творческого воображения зависит от ряда педагогических условий:
- Развитие интереса к изучению изобразительного искусства;
- Накапливание знаний и опыта во внеучебное время;
- Ребенок должен обладать достаточным количеством высококачественных материалов;
- Воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способности;
- Сочетание систематического контроля за изобразительной деятельностью учащихся с педагогически целесообразной помощью им;
- Применение разнообразных художественных материалов и техник работы с ними;
Еще по теме:
Культурный архетип, менталитет и национальный характер
Преподавателю высшей школы, на наш взгляд, абсолютно необходимо владеть основными понятиями культуры. Список этих понятий довольно обширен, однако необходимо заметить, что многие термины культуры так или иначе определяются, используются другими гуманитарными науками, такими как педагогика, психолог ...
История возникновения и развития игры в психолого-педагогической литературе
игра школьник психологический младший Проблема использования игр в обучении возникла уже давно. Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых ее зада ...
Задачи и содержание работы по развитию слухового восприятия у глухих и
слабослышащих школьников
Существующая в настоящее время система работы по развитию слухового восприятия глухих детей была разработана в 70-е г.г. XX в. (Т.А. Власова, Е.П. Кузьмичёва, Э.И. Леонгард и др.). Экспериментальные исследования выявили значительные потенциальные возможности глухих детей в восприятии устной речи, к ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.