Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Изобразительное искусство, как средство развития воображения у младших школьников

Образование и педагогика » Развитие творческого воображения у младших школьников на занятиях изобразительным искусством » Изобразительное искусство, как средство развития воображения у младших школьников

Страница 1

Изучив особенности развития творческого воображения младших школьников, в данном параграфе нам предстоит задача обосновать взаимосвязь изобразительной деятельности и активного творческого воображения в процессе учебной деятельности. Развивать воображение можно разными путями, но обязательно в такой деятельности, которая без фантазии не может привести к желанным результатам. Изобразительная деятельность является подходящим средством для развития воображения, так как она доступна для учащихся младших классов и увлекает их. Как известно, младшие школьники в процессе рисования часто общаются с увлекающими их образами, разговаривают с ними и с удовольствием рассказывают о них. Искусство занимает лидирующее место среди различных средств формирования и развития воображения. Оно не только позволяет переживать ребенку чувства прекрасного, но и может стимулировать развитие таких личностных характеристик, как самосознание, мышление и воображение, которое и является предметом нашего подробного изучения.

Творческая природа искусства, эвристические характеристики художественной деятельности (многообразие «картин мира», приоритеты новизны, оригинальности, уникальности, неограниченная свобода действий и индивидуальных проявлений, ассоциативно-образная природа, эмоциональная выразительность) соответствуют природе детства и возрастным особенностям детей младшего школьного возраста, для которых характерна художественная по своей сути картина мира, «эффект новизны», образная основа мышления, роль воображения в развитии высших психических функций, позитивное отношение к художественным формам познания (игре, метафоре,драматизации, сказке). Вместе с тем возможности, педагогический потенциал искусства в развитии общих способностей к творчеству еще далеко не исчерпаны.

Ключ к художественному развитию ребенка – тематическое рисование. Именно здесь дети должны действительно «творить», создавая целые миры на бумаге. Им приходится рассуждать, осмысливать свои идеи и чувства, выбирать соответствующие средства для их выражения. Тематическое рисование, являясь одновременно рисованием по представлению, прекрасно соответствует возрасту учащихся начальной школы и хорошо воспринимается ими. В качестве сюжета могут быть предложены сказки и мифы, представляющие собой благодатную тематику, интересную учащимся и дающую возможность приобщится к истокам человеческой культуры. Эта тематика являет нам блестящие примеры свободной игры воображения. Облако может быть ковром-самолетом, птицей, окрыленным кораблем и т. д. Наряду с тематическим рисованием, для развития воображения также используется и декоративное изображение, так как оно также позволяет активизировать учащихся в поисках и составлении новых элементов и орнаментов. Причем, на начальном этапе следует отдавать предпочтение условно-декоративному оформлению, что связано со сложностью передачи младшими школьниками пространства и объема. Каждое графическое изображение, будь то каракули ребенка, росчерк пера или гениальные графические эскизы художника, являются «документом», в котором отражена глубинная психологическая информация.

Рисование составляет преимущественный вид детского творчества и поэтому является наиболее доступным и эффективным средством развития воображения младших школьников. Ребенок в силу своих возрастных особенностей стремится создать конкретный образ для осмысления окружающего мира, эмоционально отзывается на художественные явления любого уровня, восприимчив к неречевым (динамическим) проявлениям чувств (экстросенсорное эмоциональное восприятие) и некритично относится к собственному рисунку. Все эти особенности позволяют развивать творческую личность через искусство, а конкретно – посредством рисования.

Для психолога, анализирующего изобразительную деятельность, интересными являются законы стадиального развития изобразительной деятельности, которые открыл Кершенштенер, производивший опыты.

Первая стадия – «доэстетическая» - марание, каракули, «игра» карандашом на бумаге. Ребенка здесь привлекает то, что составляет основу радости всякого творчества – из движений карандаша «что-то» созидается. Это «графическая игра», ритм, имитация себя. Этапы первой стадии: подражание, разглядывание, рисование, повторение, орнамент, появление изображения.

Вторая стадия – примитивные изображения, овладение формой (неровные круги, углы, отрезки). Эти формы по мере овладения ими – становятся для ребенка «проводником мыслей, настроений, приобретают место в системе выразительных движений». На этой стадии рисунок символичен. Существенным отличием этой ступени является то, что ребенок рисует по памяти, а не с натуры. Он рисует то, что знает о вещи, то, что кажется ему существенным. Рисунок получается несообразным, неправдоподобным. На этой же ступени мы можем встретить и «рентгеновский» рисунок (например, просвечивание тела через одежду).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Экспериментальное исследование процесса создания условий для формирования у старших дошкольников динамических представлений об изменениях в живой природе
В дошкольном возрасте экологическое воспитание необходимо проводить с учетом возрастных особенностей детей. Содержание экологического воспитания включает два направления: Экологические знания детей; Отношение к предметам и явлениям окружающей действительности. Влияние родной природы каждый из нас в ...

Общие сведения о ЗАО им. Ленина
ЗАО им. Ленина представляет собой крупное хозяйство. За ним закреплено 8170 га сельхоз угодий из них пашня составляет 6030 га, орошаемые земли составляют 159 га. ЗАО им. Ленина расположено в северо-восточной части Милютинского района Ростовской области. Центральная усадьба закрытого акционерного об ...

Обобщающий урок по теме "Равнобедренные треугольники. Высоты, медианы, биссектрисы треугольника"
(По учебнику Атанасяна Л.С., Бутузова Б.Ф. и др. Геометрия 7-9) Цель: закрепить, обобщить, систематизировать, оценить знания по данной теме. План урока: Организационный момент (2-3 мин). Актуализация знаний (3-8 мин). Тестирование (8-10 мин). Групповая работа (15-20 мин). Подведение итогов урока. П ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru