Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
Проектированию проблемных ситуаций при довузовской подготовке во многом способствует анализ затруднений и ошибок на вступительных экзаменах в вузы. Они вызываются не только слабым усвоением школьного курса и привитым эмпирическим мышлением, но и не всегда физически грамотным рассмотрением некоторых вопросов в школьных учебниках и учебных пособиях. В отличие от учащихся школ контингент слушателей гораздо более однороден как по способностям, так и по мотивации к сознательному изучению дисциплины, что позволяет с большим успехом усложнять методику учебной работы. Как известно, именно неоднородность обучаемых стала препятствием к внедрению проблемного обучения в общеобразовательных школах .
В преподавательской деятельности получили широкое применение разные способы создания и разрешения проблемных ситуаций. Здесь и сообщение отдельных ранее неизвестных слушателям фактов, использование противоречия между ними и имеющимися знаниями, ошибочные оценки и суждения обучаемых, попытка объяснения фактов на основе известных уже теорий, выдвижение и проверка гипотез, предоставление слушателям возможности самостоятельно найти решение проблемы, использовать дополнительную литературу. Успешно применяются физические парадоксы, софизмы, экспериментальные задания, занимательные задачи . В диалогической форме обучения используются сократовские беседы, включающие постановку вопроса, способствующего возникновению проблемной ситуации, наводящий вопрос и подсказку. Наводящий вопрос предназначен для актуализации памяти обучаемого на решение проблемы, понижение меры ее сложности до уровня, допускающего ее разрешение обучаемыми; дальнейшее снижение этой меры дает неполная подсказка, не содержащая окончательного решения. Источником проблемной ситуации иногда оказывается столкновение житейского опыта или так называемого здравого смысла с научными данными.
Так, очень трудно воспринимается утверждение, что для перевода искусственного спутника Земли на более низкую орбиту необходимо увеличивать его скорость, а не уменьшать, как это кажется само собой разумеющимся. Еще более парадоксальным покажется утверждение, что при вхождении спутника в атмосферу благодаря сопротивлению воздуха его скорость также увеличится. С трудом удается признать, что в заполненном жидкостью закрытом сосуде давление жидкости на дно возрастает вдвое после того, как маленький пузырек воздуха поднимется со дна на поверхность. Сильные сомнения в правильности результата возникают и в самых простых ситуациях.
Так, увеличение на один метр длины провода, опоясывающего земной шар и футбольный мяч, приводит к одинаковому радиальному зазору между новым и старым положениями. Если вначале влажность огурцов составляла 99 процентов, то усушка всего на один процент приводит к уменьшению их массы наполовину. Противоречит здоровой интуиции и простой расчет разницы в доходе двух систем оплаты: при одинаковой начальной плате 18000 долларов в год одна из них гарантирует ежегодную прибавку в 2000 долларов, а вторая - по 500 долларов каждые полгода и, оказывается, как ни странно, на столько ежегодно выгодней. Уверовав в принцип относительности Галилея, ни один учащийся не сможет объяснить, почему при рассмотрении движения скатывающихся с горы санок в инерциальной системе отсчета, движущейся с их конечной скоростью, их полная механическая энергия после скатывания стала равна нулю, а до него была вдвое больше потенциальной, в то время как в неподвижной системе полная энергия остается постоянной. «Научные истины всегда парадоксальны, если судить на основании повседневного опыта, который увеличивает лишь обманчивую видимость вещей», - отмечал К. Маркс.
Еще по теме:
Особенности процесса воспитания
Воспитательный процесс имеет ряд особенностей: 1. целенаправленность 2. многофакторность 3. комплексность 4. вариативность и неопределенность результатов 5. двусторонний характер 6. обратная связь. Прежде всего, процесс воспитания целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его ор ...
Эмпирическое исследование. Процедура исследования
темперамент коммуникативный эмпатия педагог Мы проводили исследование над группой мужчин и женщин. Группа состоит из 5 мужчин и 5 женщин, всего 10 человек. Используемые методики в проводимом исследовании: - личностный опросник Г. Айзенка; - методика на коммуникативные и организаторские способности ...
Задачи и содержание знаний о сезонных изменениях
Задачи и содержание знаний о природе, навыки и умения детей расширяются и усложняются от одной возрастной группы к другой. На каждой возрастной ступени совершенствуется достигнутое. Систематически знакомить детей с природой начинают впервой и второй младших группах. В этом возрасте важно, чтобы у д ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.