Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Формирование и воспитание ценностных ориентаций личности

Образование и педагогика » Ценностные ориентации и их формирование в образовательном процессе » Формирование и воспитание ценностных ориентаций личности

Страница 1

Человеку присуще ценностное восприятие мира. К любому явлению он относится с точки зрения значимости его для себя. От того, что станет для человека ценностью, зависят смысл и образ его жизни. Для формирования устойчивого гуманного отношения к людям необходимо, чтобы обобщенное представление о ценностях и жизни складывалось на основе культурно-исторического опыта человечества. Если личный жизненный опыт обогащен ценностными исканиями выдающихся мыслителей, ученых, религиозных исторических деятелей, ценностное сознание растущей личности приобретает единство и целостность.

Если ценностные ориентации служат регулятором действий, поступков и поведения личности и притом сформированы как система, то, естественно, одна из важнейших задач воспитательной работы состоит в последовательном расширении и углублении представлений учащихся о ценностях и ценностных ориентациях в различных сферах жизни общества.

В воспитании у учащихся представлений о ценностях и формировании у них ценностных ориентаций педагоги-практики руководствуются определенными психолого-педагогическими принципами.

Принцип гуманизма означает, что в любой жизненной ситуации, в которой оказываются люди, - каждый человек всегда представляет самоценность, все делается для человека, для его благополучия. Поэтому уважительное отношение будет выражаться в предупредительности, заботе, стремлении помочь в беде, в любви и милосердии к ближнему, умении понимать другого.

Принцип личностного подхода в группе, коллективе. Учащийся живет и действует в группе, среди людей. Личность дорожит принадлежностью к этой группе, принимает основные ценностные ориентации. Поэтому основным средством в личностном подходе выступают убеждения и как результат - сформированная убежденность как ценность личности.

Принцип ведущей деятельности предполагает определение типа деятельности. Ведущей называют ту деятельность, которая в конкретной возрастной группе главным образом играет основную, ведущую роль в формировании личности. Именно благодаря ей формируются важнейшие ценностные ориентации личности.

Принцип системного подхода предполагает формирование у учащихся представлений о ценностных ориентациях в гуманистической системе, организуемой вокруг конкретного дела, которое способно объединить их всех.

Главная функция руководства формированием ценностных ориентаций личности, групп и коллектива состоит в том, чтобы духовные и общегражданские ценности нашего общества превратить в ценности и личности, и группы, и коллективов, организовать их деятельность, ориентированную на эти ценности, добиваться общности ценностных ориентаций группы и коллектива, т.е. ценностно-ориентационного единства.

Принцип инициативы и социальной активности. Основным средством развития инициативы служит самодеятельность учащихся, самоуправление, т.е. деятельность, организованная по собственному творчеству, которая и развивается по собственной программе, имеет свою внутреннюю организацию и контролируется самими учащимися. В результате такой самодеятельности и самоуправления формируется активная жизненная позиция, которая выражается в неравнодушном отношении ко всему происходящему, в нравственной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, суждений, оценок, в единстве слова и дела. Активная жизненная позиция становится социальной ценностью личности.

Принцип целостности и комплексного подхода. Комплексный подход предполагает единство общегражданского, трудового и нравственного воспитания. Именно при таком подходе формируется целостная личность, которая регулирует свое поведение в соответствии со своими представлениями о ценностях.

Развитое ценностное сознание способствует формированию нравственной устойчивости личности. Восприятие жизни через призму ее ключевых ценностей облагораживает переживания, развивает высокие чувства (долг, ответственность), повышает готовность к нравственному самоопределению в сложных жизненных ситуациях.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Методы и формы проведения педагогических советов
Типология педагогических советов по методам и формам Метод – это путь, способ продвижения к истине. Методы обучения и воспитания выступают как упорядоченные способы деятельности по достижению образовательных целей. Форма же трактуется как внутренняя организация содержания, как конструкция отрезков, ...

Использование информационных технологий в профессиональном колледже
Информационные технологии, как средство обучения могут использоваться в различных образовательных контекстах, предоставляя мультимедийные продукты и информационные ресурсы Интернета для обучения, выработки практических навыков и развития креативного мышления. Мультимедиа продукты могут способствова ...

Структура профессиональной деятельности специалиста по специальности «Экономика и бухгалтерский учет»
Специальность 0601 «Экономика и бухгалтерский учет» утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. №2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования – Классификатора специальностей среднего профессионального ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru