Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Формирование и воспитание ценностных ориентаций личности

Образование и педагогика » Ценностные ориентации и их формирование в образовательном процессе » Формирование и воспитание ценностных ориентаций личности

Страница 2

Деятельность, призванная расширить восприятие учащимися общечеловеческих ценностей жизни, углубить осознание их значимости для себя, получила название ценностно-ориентационной. Ее методами являются: беседы, "часы откровения", "философские столы", приобщающие к признанным общечеловеческим, общенациональным ценностям; самостоятельные исследования учащимися (путем изучения мемуарной литературы, эпистолярного наследия, других источников) ценностных приоритетов авторитетных для них людей; сочинения-размышления, метод анализа жизненных ситуаций, самодиагностика сложившейся в данный момент системы жизненных ориентаций; создание на уроках и во внеклассной работе ситуаций, стимулирующих переживание ценностной проблематики, диспуты.

Несомненной ценностью является процесс самосовершенствования. Человеку дано быть таким, каким он хочет быть. Но чтобы стать самосозидающей личностью, молодой человек должен овладеть необходимыми знаниями о своей природе. Индивидуальное развитие по своей сути плюралистично. Человек может подняться на высший уровень развития, а может и не реализовать себя. Он открыт миру, способность к самосовершенствованию сохраняется (в разной степени) на протяжении всего жизненного пути. Человек в чем-то похож на всех людей, в чем-то на некоторых, а в чем-то не похож ни на кого другого. На него воздействуют наследственность, среда, воспитание. Но и сам он способен быть творцом собственной личности. Индивидуальность - это личность, которая сама может определять цели своей деятельности, корректировать ее, выбирать средства и решать сложные жизненные задачи. Это значит, что индивидуальность не дана человеку от рождения, она формируется в процессе жизни и при пассивном отношении к себе может не сложиться.

Такие знания о себе как о творцах собственной личности позволяют осознать важность процесса самопознания и самосовершенствования. Многие выдающиеся мыслители (Сократ, Аристотель, Кант, Л.Н. Толстой) видели смысл жизни человека в самосовершенствовании. Осознать эту глубокую мысль позволяет обращение к исследованиям жизни замечательных людей, например, к очерку В.И. Толстого "Сократ и мы" (М., 1981).

Беседа, посвященная жизни и учению Сократа поможет учащимся выработать собственную эмоционально-смысловую оценку самовоспитания, будет способствовать их физическому и духовному совершенствованию. Продолжением этой работы могут стать "Часы откровения". Авторитетные для учащихся люди (деятели культуры, преподаватели, бывшие выпускники) поделятся своим опытом самосовершенствования.

Осознанию работы по саморазвитию как жизненной ценности способствует проведение самооценивания. В качестве примера можно привести такое задание: "Какие две цели для вас особо значимы в настоящее время? Что нужно сделать для достижения первой (второй) цели? Какие качества вашего характера могут помешать этому?".

Таким образом, использование в комплексе и системе методов по формированию ценностного отношения к человеческой жизни, саморазвитию, любви, труду, дружбе способствует формированию нравственной устойчивости личности, самоопределению в системе жизненных ценностей. Важнейшая задача воспитательной работы с учащимися состоит в последовательном расширении и углублении представлении о ценностях и ценностных ориентациях в различных сферах жизни общества. Решению этой задачи способствует использование в комплексе психолого-педагогических принципов.

Духовная сфера личности - это переживания, мысли, потребности, ценностные ориентации, идеалы. От их содержания зависит, доброе или злое начало возьмет верх в душе человека, в его отношении к миру. Духовные ценности и ценностные ориентации составляют ядро мотивационной сферы личности. Они играют решающую роль в регуляции поведения человека и социальной группы. Ценностная ориентация - это сложный психологический и социальный феномен субъекта. В ней переплетаются информативные, эмоциональные и волевые компоненты, которые регулируют действия, поступки, поведение личности.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Историко-патриотическое и гражданское воспитание учащихся среднего профессионального образования
Студенты за сохранение духовного, культурного, исторического наследия Организация: Региональная общественная организация клуб ЮНЕСКО "Сфера". Любая культура сильна своей преемственностью — умением сохранить прошлое в настоящем и передать его в будущее. Современное нестабильное экономическ ...

Проблемы формирования воображения у младших школьников с ОНР
Развитию детского воображения весьма способствует усвоение речи, а задержка речевого развития приводит к отставанию в развитии мышления и воображения. Речь освобождает ребенка от власти непосредственных впечатлений, позволяет выйти за их пределы. По А.Р.Лурия (1998), это приводит к созданию как бы ...

Что такое задача? Что значит решить задачу
Понятие задачи имеет различные трактовки. Их обстоятельное исследование в психологической литературе было проведено Г.А. Баллом. Термин «задача», отмечает Г.А. Балл, употребляется для обозначения объектов, относящихся к трем различным категориям: 1) к категории цели действий субъекта, требования, п ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru