Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Закономерности и принципы обучения

Образование и педагогика » Закономерности и принципы обучения

Страница 3

Мы сегодня большое значение придаем учительскому мастерству. Возможности учительского творчества проявляются при выполнении принципов на практике, так как каждый из них осуществляется по правилам. Следует учесть и тот факт, что сегодня в науке педагогике есть разные принципы, и соответствуют они характеру обучения: принципы традиционной дидактики (информационного обучения); принцип развивающего обучения; принцип оптимизации процесса обучения; принципы целостности учебно-воспитательного процесса; принципы педагогического сотрудничества. У всех у них свои требования, сущность и правила осуществления. Обоснованию принципов обучения уделяется внимание с момента возникновения науки педагогики.

Разработка принципов обучения встречала большие трудности. Одни педагоги выводили принципы из опыта обучения, другие - из философии, теории познания, третьи считали, что основой принципов должна служить закономерность психики детей. Когда эти опыты не приводили к успехам, стали пробовать различные сочетания из этих подходов. Первые попытки обоснования дидактических принципов были предприняты Я.А. Коменским, Ж.Ж. Руссо, И. Песталоцци. Они выдвигали один ведущий принцип и на его основе строили всю систему принципов. А. Дистервег, К.Д. Ушинский придавали большое значение принципам обучения. Используя отдельные дидактические принципы, современная дидактика дает им подлинно научное обоснование и разрабатывает новые принципы. В современной дидактике принципы обучения понимаются как исходные принципиальные положения, определяющие деятельность учителя и характер познавательной деятельности ученика. Это норма дидактического поведения учителя.

История развития школы и педагогики показывает, как под влиянием изменения требований жизни меняются принципы обучения, то есть принципы обучения носят исторический характер. Одни принципы исчезают, и появляются новые. Это говорит о том, что дидактика должна чутко улавливать изменения требования общества к образованию и своевременно реагировать на них, то есть строить такую систему принципов обучения, которая верно указывала бы путь к достижению цели обучения.

Некоторые принципы утратили свое значение - например, принцип природосообразности в обучении (выдвинутый еще Я.А. Коменским, уже в XIX веке потерял свое значение). Другие принципы изменяют свое содержание, хотя сохранили формулировку, — принцип сознательности. Содержание его обогатилось: раньше требовалось только понимание материала, теперь и применение знаний. Отечественная дидактика разработала и новые принципы — научности, принцип связи теории с практикой, принцип индивидуального подхода и т.д.

Пока еще в дидактике отсутствует единое мнение ученых относительно количества и самого названия принципов. Хотя они выражают понимание одних и тех же закономерностей. Это результат того, что еще до конца не открыты объективные законы педагогического процесса. Анализируя различные учебные пособия по педагогике (Н. Болдырев, Т. Ильина, А. Савин, И. Харламов, Г. Щукина, И. Огородников, П. Пидкасистый), можно свидетельствовать о различном подходе к определению, формулировке принципов. Некоторые из них совпадают по названию, а большинство нет. Большинство же принципов носят эмпирическое обоснование. Перечислим их:

•принцип научности и доступности;

•принцип воспитания и всестороннего развития личности;

•принцип систематического и последовательного обучения;

•принцип наглядности;

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Оценка методов педагогики сотрудничества
В основе педагогики сотрудничества заложено продуктивное общение педагогов между собой, сотрудничество детей и взрослых, детей между собой и сотрудничество учеников, родителей и учителей. Просто "сотрудничество" невнятный и пространный призыв, потому что с не привыкшими работать школьника ...

Диагностика первичного уровня обученности родному языку детей старшего дошкольного возраста
После изучения теоретической и методической литературы была проведена опытно-практическая работа по данной проблеме. Цель: - изучить эффективность использования поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку старших дошкольников. Задачи: - провести первичную диагн ...

Особенности памяти глухих и слабослышащих детей
Память-это познавательный психический процесс, заключенный в запечатлении, сохранении и воспроизведении ранее воспринятого. Вследствие нарушения нормального общения с миром слышащих усвоение социального опыта глухими детьми значительно затруднено, и тот обширный познавательный материал, который при ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru