Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
Итак, в первом случае закон носит объективный характер, а во втором — субъективный. В современной дидактике сегодня больше сформулировано закономерностей, так как в процессе обучения почти всегда требуется создание определенных условий для реализации закона в обучении.
Достаточно большое число закономерностей сформулировал И.Я. Лернер. Например, «понятия могут быть усвоены только в том случае, если учителем целенаправленно организована познавательная деятельность учащихся по соотношению одних понятий с другими, по отчленению одних понятий от других»; «любые единицы информации и способы деятельности становятся знаниями и умениями в зависимости от организации учителем опоры на уже достигнутый уровень умений и навыков». Очевидно, что сама формулировка закономерности не совсем лаконична. Но не только этот факт осложняет формулировку закона.
Как известно, процесс обучения — многофункциональный процесс. Поэтому во многих дидактических работах закон обучения подменяется законом усвоения знания либо законом развития личности и т.п. В самом деле, если рассматривать процесс обучения как процесс усвоения знания, то закон дидактики сводится к законам усвоения знания, которым занимается психология. В этом случае дидактические законы подменяются психологическими.
Если рассматривать обучение с позиции общения учителя и ученика, что отражает сущность самого процесса обучения, то законы обучения подменяются социальными законами, так как общением занимается социология.
Можно относиться к обучению как процессу, которым управляет учитель, тогда дидактический закон подменяется законами управления, то есть законами науки кибернетики.
Итак, основная причина несформулированности законов в дидактике видится в том, что законы обучения подменяются законами взаимосвязанных с ней наук. Дидактика имеет связь с этими науками, пользуется результатами их достижений, но не может выдавать их законы за свои. Очевидно, речь должна идти о своих собственных, специфических законах в обучении.
Специфика, особенность дидактических законов и закономерностей состоит в том, что они должны отражать устойчивые зависимости между основными структурными компонентами самого процесса обучения — деятельность учителя (преподавание), деятельность ученика (учение) и содержание образования. В этом случае становится совершенно ясным, под каким углом зрения должны формулироваться дидактические законы. Сформулируем некоторые из них. Обучение происходит только при активной деятельности учащихся, соответствующей замыслу и деятельности обучаемого. Всякое обучение реализуется только при целенаправленном воздействии обучающего, обучаемого и содержания обучения.
Приведем как пример законы другого порядка: «Формы организации обучения закономерно зависят от задач, содержания и методов обучения» (Ю.К. Бабанский). Это закон общепедагогического порядка.
«Содержание образования зависит от его задач, которые отражают потребность общества, уровень и логику развития науки» (Ю.К. Бабанский). Закон социального порядка: «Целенаправленное научение индивида той или иной деятельности достигается только при включении его в эту деятельность» (закономерность, И.Я. Лернер).
Закономерности и принципы обучения — взаимообусловливающие категории дидактики. Знание закономерностей и принципов обучения является необходимым условием правильной организации и научного управления процессом обучения. Законы и закономерности дают общее понимание картины дидактического процесса и не содержат непосредственных указаний для практической деятельности учителя. Вместе с тем они реализуются по правилам, которые принято называть принципами обучения. Поэтому выполнение учителем принципов дидактики весьма важно, так как это непосредственная реализация законов обучения.
Еще по теме:
Проблемы диагностики раннего детского аутизма
В связи с проблемой аутизма актуальны вопросы диагностики данного нарушения, симптоматика которого имеет сходство с другими нарушениями нервно-психического развития. Детям с ранним детским аутизмом в первые 2-3 года жизни возможна постановка ошибочного диагноза, поэтому необходима четкая дифференци ...
Рекомендации врачей при работе за компьютером
Рекомендации врачей, педагогов, взволнованными проблемами близорукости, сколиозов и агрессивности подрастающего поколения и призывающих родителей хоть иногда выгонять детей на улицу подышать свежим воздухом, ограждая от компьютерных монстров, - на практике невыполнимы. Как вы себе представляете «не ...
Работа по развитию слухового восприятия устной речи
Развитие слухового восприятия глухих школьников предполагает обучение детей различению, опознаванию и распознаванию на слух различного речевого материала (текстов, фраз, словосочетаний, слов, слогов и даже отдельных звуков). Это обучение осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса н ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.