Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
В ряду косвенных высказываний о дидактических условиях формирования лексико-стилистических умений как составляющей части речевой выразительности важно выделить суждения о целесообразности соотнесения обучения с возрастными психологическими особенностями школьников; о необходимости разработки специальной системы обучения, направленной на общее развитие учащихся (в том числе и на развитие стилистических умений); о кардинальной роли проблемного обучения (в его воздействии и на формирование стилистических умений); о направленности обучения в целом на оптимальную организацию учебной деятельности школьников, и, в частности, косвенно — на формирование речевых умений.
Выразительные средства художественной речи складываются из различных элементов, среди которых особо важными являются: 1) выбор слов (лексика); 2) сочетание слов и предложений (фразеология и контекст); 3) структура речи и в первую очередь порядок слов.
Необходимость работы по стилистике в связи с развитием речи неоднократно признавалась современными методистами. Ее целесообразность определена следующим образом: «Любое высказывание обусловливается ситуацией, сферой общения. Одна и та же мысль в разных сферах общения формулируется по-разному, часто очень отличным друг от друга образом. Формируя речевые навыки, мы должны ясно представлять себе, над каким стилем – разговорным или книжным – мы работаем. Развивать речевые навыки вообще невозможно. Можно и нужно развивать навыки разговорной, научной, публицистической, деловой, художественной речи. Другими словами, работа по развитию речи должна быть стилистически ориентированной»
Приемы и методы развития выразительной речи:
1. Прослушивание мастеров художественного чтения.
2.Анализ собственной речи.
3.Творческие задания с тропами и риторическими фигурами.
4.Чтение художественных текстов.
5.Многоуровневый анализ (в том числе и лексико-стилистический) художественных текстов.
Особое место в развитии выразительности речи занимает комплексная работа с текстом. Работа с текстом на уроках русского языка является важным средством развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная. Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Лексико-стилистическая работа обладает большими возможностями для формирования у учащихся названных умений и развития их языкового чутья. Это связано с тем, что стили языка и речи сопоставляются, как правило, на основе их лексического наполнения, поскольку именно в словарном составе отчетливее всего проявляются различия между ними. Произносительные стили связаны со стилистическими соотношениями в лексике, в известном отношении они производны от лексических стилей, а вся лексика современного русского литературного языка распределена между отдельными стилистически сопоставимыми разрядами. Именно стилистически окрашенная лексика, которая особенно многочисленна и разнообразна по сравнению с другими стилистически окрашенными языковыми единицами, обладает потенциальными стилистическими возможностями, знание которых, а следовательно, знание того эффекта, которого можно ждать от их применения в различных речевых условиях, необходимо как при изучении особенностей современной речи, так и в плане культуры речи.
Еще по теме:
Содержание учебного материала по плаванию для детей среднего старшего
дошкольного возраста
В группах старшего дошкольного возраста дети начинают усваивать умения и навыки определенных способов плавания. Содержание учебного материала. Беседы с детьми о технике плавания способом кроль на груди и на спине. Просмотр картин, диафильмов Упражнения для освоения с водой и ознакомления с ее свойс ...
Трудовое воспитание в системе экономического образования
Говоря об экономическом и нравственном воспитании, нельзя не сказать о трудовом воспитании подрастающего поколения. Как отмечают И.А. Сасова, А.Д. Шатова и др., чем младше дети, тем теснее взаимосвязь этих сторон воспитания. Нравственность, почерпнутая из поучений, остается теоретической нравственн ...
Виды
организационных структур
Управляющая система организации, реализующая функции управления, состоит из многих взаимодействующих звеньев. Для обеспечения порядка их взаимодействия определяются соответствующие связи между ними, распределяются ответственность и подчинение управленческого персонала. Основным принципом построения ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.