Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Взаимосвязь мышления и процесса чтения

Страница 1

Чтение - вид умственной деятельности человека. В процессе чтения человеческим мозгом производится работа по переложению кодов, использованных автором для реализации своего замысла, на более привычную для читателя систему знаков. Происходит выяснение значений языковых единиц.

Слова, составляющие текст, прежде всего, организуются согласно правилам языка, а затем значение этих организованных единиц выясняется в ходе процесса мышления. Большие группы слов в результате деятельности мозга замещаются одним словом - понятием, вбирающим в себя смысл определенной части текста.

В результате строится система понятий, в основании которой лежат ключевые слова, а вершина представляет собой смысловое ядро, которому нужно определить место в среде представлений, сложившейся на основе ранее изученного опыта.

Мыслительный процесс направлен на то, чтобы преобразовать полученную информацию в авторском изложении в свою привычную систему выделения значений слов. Работа над осмыслением значений слов происходит в быстром темпе и на подсознательном уровне. Процесс осмысления и понимания текста происходит в медленном темпе и требует вдумчивой работы.

Чтение представляет собой сложный психолингвистический процесс восприятия текста, результатом которого является понимание. Воспроизведение звуковой стороны текста без опоры на смысл можно охарактеризовать как его вербализацию. Это чтение без мышления. Таким образом, когда мы читаем, мы мыслим, размышляем, осмысливаем, понимаем.

Мыслительная деятельность человека проявляется в понимании того, что он совершает. Понимание является обязательным условием решения мыслительных задач.

Понимание представляет собой раскрытие существенного в предметах и явлениях действительности, постижение смысла и значения чего - либо, достигаемое на основе связывания понимаемого с уже известным человеку из прошлого опыта. Содержание может быть полноценно усвоено только при соотнесении с тем, что уже известно. Еще такой ученый как И. М. Сеченов отмечал, что если вдуматься «в условия, так называемого понимания мыслей, то всегда в результате оказывается, что ключом к нему может быть только личный опыт в широком значении этого слова».

Чтение не имеет смысла, если не происходит усвоения информации. Приемы понимания текста сопровождаются целым комплексом умственных операций. Рассмотрим особенности понимания при чтении как одного из составляющих процесса мышления.

В процессе мышления происходит обработка поступающей информации. Понимание же обеспечивает ее эффективность и полноту, для осмысления прочитанного человек пользуется частью того огромного информационного багажа, который хранит его мозг. Он извлекает конкретные знания благодаря жизненному опыту. То есть происходит осмысление нового с помощью старого. Таким образом, мышление при чтении проявляется в первую очередь как понимание читаемого.

Процесс чтения рассматривал такой ученый как Н. И. Жинкин. Исследовав процесс чтения, он пришел к следующему: во время обработки информации, поступающей при чтении, включается специальный механизм человеческого мозга, отменяющий дальнейшую обработку словосочетаний, не несущих смысл. Можно сказать, что мозг человека - это «устройство», которое управляет всем процессом чтения.

Таким образом, процесс чтения - это, прежде всего определенный вид интеллектуальной деятельности человека.

Далее необходимо рассмотреть способы проверки уровня развития мышления. В нашей работе нас интересуют словесно - логическое и образное мышление и способы их проверки. Словесно - логическое, абстрактное или понятийное мышление можно проверить посредством устной речи, через рассказ по предложенному тексту. Если рассказ логически построен, все события описываются последовательно, мысли не прыгают с одного события на другое и ребенок может без опоры на текст рассуждать о его содержании, отвечать на вопросы по тексту, то это свидетельствует о развитии у ребенка словесно - логического мышления. Соответственно образное мышление можно проверить через рисунок, т. к. именно в рисунке ребенок может отразить образ прочитанного. При этом схемы и рисунки могут быть у всех учащихся разными. Это говорит о том, что мышление учащихся не шаблонно, т. е. у каждого ученика возникает свой образ отдельных предметов.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Планирование работы по изучению подраздела «Электротехника»
Календарно – тематическое планирование (см. Приложение 1) План-конспект урока «Электроизмерительные приборы электромагнитной системы». Цели урока: Обучающая – дать общее представление об электроизмерительных приборах; ознакомить с приборами электромагнитной системы. Развивающая – развить навыки вни ...

Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ...

Трудовое воспитание в системе экономического образования
Говоря об экономическом и нравственном воспитании, нельзя не сказать о трудовом воспитании подрастающего поколения. Как отмечают И.А. Сасова, А.Д. Шатова и др., чем младше дети, тем теснее взаимосвязь этих сторон воспитания. Нравственность, почерпнутая из поучений, остается теоретической нравственн ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru