Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
Чтение - вид умственной деятельности человека. В процессе чтения человеческим мозгом производится работа по переложению кодов, использованных автором для реализации своего замысла, на более привычную для читателя систему знаков. Происходит выяснение значений языковых единиц.
Слова, составляющие текст, прежде всего, организуются согласно правилам языка, а затем значение этих организованных единиц выясняется в ходе процесса мышления. Большие группы слов в результате деятельности мозга замещаются одним словом - понятием, вбирающим в себя смысл определенной части текста.
В результате строится система понятий, в основании которой лежат ключевые слова, а вершина представляет собой смысловое ядро, которому нужно определить место в среде представлений, сложившейся на основе ранее изученного опыта.
Мыслительный процесс направлен на то, чтобы преобразовать полученную информацию в авторском изложении в свою привычную систему выделения значений слов. Работа над осмыслением значений слов происходит в быстром темпе и на подсознательном уровне. Процесс осмысления и понимания текста происходит в медленном темпе и требует вдумчивой работы.
Чтение представляет собой сложный психолингвистический процесс восприятия текста, результатом которого является понимание. Воспроизведение звуковой стороны текста без опоры на смысл можно охарактеризовать как его вербализацию. Это чтение без мышления. Таким образом, когда мы читаем, мы мыслим, размышляем, осмысливаем, понимаем.
Мыслительная деятельность человека проявляется в понимании того, что он совершает. Понимание является обязательным условием решения мыслительных задач.
Понимание представляет собой раскрытие существенного в предметах и явлениях действительности, постижение смысла и значения чего - либо, достигаемое на основе связывания понимаемого с уже известным человеку из прошлого опыта. Содержание может быть полноценно усвоено только при соотнесении с тем, что уже известно. Еще такой ученый как И. М. Сеченов отмечал, что если вдуматься «в условия, так называемого понимания мыслей, то всегда в результате оказывается, что ключом к нему может быть только личный опыт в широком значении этого слова».
Чтение не имеет смысла, если не происходит усвоения информации. Приемы понимания текста сопровождаются целым комплексом умственных операций. Рассмотрим особенности понимания при чтении как одного из составляющих процесса мышления.
В процессе мышления происходит обработка поступающей информации. Понимание же обеспечивает ее эффективность и полноту, для осмысления прочитанного человек пользуется частью того огромного информационного багажа, который хранит его мозг. Он извлекает конкретные знания благодаря жизненному опыту. То есть происходит осмысление нового с помощью старого. Таким образом, мышление при чтении проявляется в первую очередь как понимание читаемого.
Процесс чтения рассматривал такой ученый как Н. И. Жинкин. Исследовав процесс чтения, он пришел к следующему: во время обработки информации, поступающей при чтении, включается специальный механизм человеческого мозга, отменяющий дальнейшую обработку словосочетаний, не несущих смысл. Можно сказать, что мозг человека - это «устройство», которое управляет всем процессом чтения.
Таким образом, процесс чтения - это, прежде всего определенный вид интеллектуальной деятельности человека.
Далее необходимо рассмотреть способы проверки уровня развития мышления. В нашей работе нас интересуют словесно - логическое и образное мышление и способы их проверки. Словесно - логическое, абстрактное или понятийное мышление можно проверить посредством устной речи, через рассказ по предложенному тексту. Если рассказ логически построен, все события описываются последовательно, мысли не прыгают с одного события на другое и ребенок может без опоры на текст рассуждать о его содержании, отвечать на вопросы по тексту, то это свидетельствует о развитии у ребенка словесно - логического мышления. Соответственно образное мышление можно проверить через рисунок, т. к. именно в рисунке ребенок может отразить образ прочитанного. При этом схемы и рисунки могут быть у всех учащихся разными. Это говорит о том, что мышление учащихся не шаблонно, т. е. у каждого ученика возникает свой образ отдельных предметов.
Еще по теме:
Школе нужна современная физика
Даже беглого взгляда на любую из утвержденных программ по физике для общеобразовательной школы достаточно для того, чтобы убедиться в необходимости ее срочного расширения. Содержание существующих программ создает впечатление, будто бы все они были составлены в начале прошлого, двадцатого века. Дейс ...
Определение понятия «элитарности». Сущность и виды элитарного образования
Установлено, что радикальные изменения в жизни современного социума, характерные для последнего десятилетия ХХ века, повлекли за собой укрепление влияния и научного авторитета концептуальных положений «теории элит» в постсоветской философии, политологии и социологии. Ученые отошли от идеологизирова ...
Процесс развития компьютеризации образования в зарубежных
странах
Начало XXI века характеризуется переходом общества от постиндустриального к информационному этапу своего развития, этапу, на котором с каждым годом увеличивается доля информационного продукта в валовом национальном продукте, растёт число людей, занятых информационной деятельностью. Совокупность эти ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.