Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
Особая роль в становлении эстетической восприимчивости учащихся принадлежит книге. Способность маленького школьника воспринимать прочитанное, сопереживать героям произведения, особая способность чувствовать искусство слова - всё это обязательно должно быть поддержано в процессе обучения чтению.
В.А. Сухомлинский писал: «Одна из причин духовной пустоты - отсутствие подлинного чтения, которое захватывает ум и сердце, вызывает раздумья об окружающем мире и о самом себе . Жизнь в мире книг - это совсем не то, что аккуратное, усердное учение уроков. Жизнь в мире книг - это приобщение к красоте мысли, наслаждение культурными богатствами, возвышение самого себя» .
До XIX века проблема сознательного чтения не выдвигалась на первый план обучения и все силы обучающих тратились на научение детей механическому озвучиванию текстов. При таком подходе, естественно, и речи быть не могло о воспитывающем чтении. Часто ученики, «прочитав» отрывок, не могли передать его содержание или ответить на вопросы к нему. Так, В.П. Вахтеров в статье «Объяснительное чтение с воспитательной точки зрения» приводит пример: дети 4-го года обучения, читая предложение из «Священной истории» Иосиф самый любимый сын Иакова, не могли ответить на вопросы: о чём прочитали? Чей сын был Иосиф? - и с удивлением смотрели на спрашивающего, не понимая, чего от них хотят. Н.А. Корф писал: нельзя обнаружить умения читать «столь же естественным голосом и с таким же выражением, как говоришь». Но впоследствии К.Д. Ушинский разработал метод объяснительного чтения. Требование, чтобы дети «при чтении не только поняли, но и почувствовали произведение», ставило его метод на особое место в общей системе обучения. Многие методисты XIX века не могли разрешить противоречия: с одной стороны, дробление на части, большое количество мелких частных вопросов мешали целостному восприятию произведения, а значит, нарушали его эстетическое воздействие, с другой, -прочувствовано могло быть только такое произведение, которое совершенно понято и понятно. В методике К. Д. Ушинского это противоречие разрешается требованием обязательной подготовки к восприятию произведения. В ходе подготовительной беседы объясняется всё непонятное, незнакомое, и произведение, таким образом, становится «поэтическим результатом беседы».
К.Д. Ушинский писал о необходимости двух видов чтения: логического и эстетического. Логическое чтение требует полного осознания каждого выражения, каждой мысли, понимания связи между словами, высказываниями, частями текста. Эстетическое чтение, прежде всего, нацелено на возбуждение чувств читающего. Благодаря такому чтению ребёнок может познакомиться с разными сторонами жизни, так как «многое понимается чувством и не может быть объяснено умом».
Л.Н. Толстой также резко выступал против того, что «всё внимание обращается на то, чтобы учить тому, что ученик знает». Л.Н. Толстой считал, что нет смысла объяснять слова при чтении: если ребёнку знакомо понятие, то «слово почти всегда готово», тогда и нет нужды его разбирать. Непонятно то слово, которое выражает незнакомое понятие. А в этом случае словами объяснять слово совершенно бессмысленно.
Еще по теме:
Цели и задачи изучения физики
Основными целями изучения физики являются: 1. освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира; знакомство с основами фундаментал ...
Методологическое обеспечение и организация исследования
Проанализировав литературу по теме исследования мы установили, что проблема организации логопедической работы по устранению различных видов ротацизма при дислалии в литературе освещена недостаточно. Нами проводилось исследование сформированности звукопроизношения у детей дошкольного возраста. В исс ...
Анализ содержания линии моделирования школьного курса информатики и ИКТ
Целями обучения моделированию, согласно учебнику, являются формирование научного мировоззрения учащихся, знаний о моделировании как методе научного познания. Сама тема формализации и моделирования входит в теоретический раздел образовательной области «Информатика». Она относится к научным основам и ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.