Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Проблема эстетического воспитания младших школьников в методике обучения чтению

Образование и педагогика » Эстетическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения » Проблема эстетического воспитания младших школьников в методике обучения чтению

Страница 4

В своё время Д. Дидро справедливо утверждал: «Люди перестают думать, когда перестают читать». Добавим к этому: люди теряют способность сострадать, сочувствовать, если не приобрели или потеряли интерес и любовь к чтению произведений подлинного искусства; ели не приобрели или утратили способность эстетически наслаждаться искусством, способность испытывать удовольствие от трудной интеллектуальной деятельности - от чтения высоких произведений искусства. Не раз уже отмечалось, что дефицит эмоционально-эстетической грамотности - беда не только одного человека, которому он свойственен. От недостаточности эмоционально-эстетического развития одного человека страдают и те, с кем он общается на работе и дома. Страдает и сама его работа, потому что эмоционально-эстетическое развитие, эстетическая грамотность - одно из непременных предпосылок ответственного, совестливого отношения к делу и способности к творчеству. Вот почему важно не только знать, что А.С. Пушкин - великий русский поэт. Жизненно необходимо развитие потребности читать и перечитывать Пушкина, постоянно испытывая на себе благоприятное, чудодейственное влияние поэзии.

Чтобы воспитать любовь к книге и чтению, необходимо самим взрослым хорошо знать детскую литературу. Равнодушный учитель или библиотекарь, не знающий её и не умеющий предложить ребёнку нужную и наиболее ценную именно для него книгу, заинтересовать его чтением, может принести не пользу, а вред. Необходима большая педагогическая и эстетическая культура, чтобы руководить чтением детей и юношества. Проблемы развития культуры чтения, эстетической грамотности учащихся, умения воспринимать произведения литературы и искусства в соответствии с их природой и понимание специфических воспитательных функций - архиважные педагогические проблемы.

Кто должен естественно вызывать у «слушающего» мысли (заставлять его думать!), чувства (возбуждать эмоции и вызывать переживания!), а также желание критически использовать полученный в процессе чтения-общения опыт в своей жизни? Только тот, кто «говорит» с читающим-слушающим языком книги.

Чтение-общение для читателя - это всегда процесс, во-первых, творческий: читатель вступает в общение с книгой и тогда непременно творит, т.е. создаёт в воображении и собеседника, и тот мир, который создан «говорящим» и куда тот мысленно вводит своего «слушателя» как соучастника событий, мыслей, душевных движений и следующих за этим намерений и поступков. Во-вторых, чтение-общение - процесс для читателя спонтанный, т.е. самопроизвольный, так как вызван для него не внешними влияниями, а внутренними причинами: ведь, если я не хочу слушать и «расслышать» своего собеседника, никто не заставит меня этого сделать.

А кто же «запускает» процесс творческого взаимодействия двух субъектов говорящего и слушающего - книги и читателя? Кто задаёт этому процессу спонтанность? Означенную задачу решает лицо совершенно особое и для процесса чтения как бы постороннее. Это лицо никогда не может и не должно быть включено в процесс чтения-общения, т.е. в спонтанную творческую беседу двух основных субъектов. Но оно организует их встречу, обучает «слушающего» языку, на котором с ним общается «говорящий», и приучает «слушающего», руководствуясь собственным мотивом и целью чтения-общения, вкладывать в этот процесс со своей стороны все имеющиеся у него на данный момент силы и знания и все время контролировать себя: слышу ли, что мне говорят, представляю ли себе, о чём идёт речь, понимаю ли сказанное и правильно ли понимаю, ясно ли представляю себе, хочу ли слушать и продолжить беседу? И т. д., т. п.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Современное состояние производственно-хозяйственной деятельности ЗАО им. Ленина
На уровень экономической эффективности сельхозпредприятия влияют погодные условия, поэтому одним из обязательных моментов определения эффективности сельскохозяйственного производства является анализ фактических показателей, отражающих динамику не менее чем за 3 – 5 лет. Это позволяет объективно выя ...

Развитие творческого воображения младших школьников
Результаты констатирующего эксперимента позволили разработать цикл занятий по повышению уровня творческого воображения. С целью повышения творческих способностей учащихся младшего школьного возраста был проведен ряд занятий, которые включают упражнения, игры, этюды, задания на конструирование. При ...

Задачи и содержание знаний о сезонных изменениях
Задачи и содержание знаний о природе, навыки и умения детей расширяются и усложняются от одной возрастной группы к другой. На каждой возрастной ступени совершенствуется достигнутое. Систематически знакомить детей с природой начинают впервой и второй младших группах. В этом возрасте важно, чтобы у д ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru