Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Проблема эстетического воспитания младших школьников в методике обучения чтению

Образование и педагогика » Эстетическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения » Проблема эстетического воспитания младших школьников в методике обучения чтению

Страница 4

В своё время Д. Дидро справедливо утверждал: «Люди перестают думать, когда перестают читать». Добавим к этому: люди теряют способность сострадать, сочувствовать, если не приобрели или потеряли интерес и любовь к чтению произведений подлинного искусства; ели не приобрели или утратили способность эстетически наслаждаться искусством, способность испытывать удовольствие от трудной интеллектуальной деятельности - от чтения высоких произведений искусства. Не раз уже отмечалось, что дефицит эмоционально-эстетической грамотности - беда не только одного человека, которому он свойственен. От недостаточности эмоционально-эстетического развития одного человека страдают и те, с кем он общается на работе и дома. Страдает и сама его работа, потому что эмоционально-эстетическое развитие, эстетическая грамотность - одно из непременных предпосылок ответственного, совестливого отношения к делу и способности к творчеству. Вот почему важно не только знать, что А.С. Пушкин - великий русский поэт. Жизненно необходимо развитие потребности читать и перечитывать Пушкина, постоянно испытывая на себе благоприятное, чудодейственное влияние поэзии.

Чтобы воспитать любовь к книге и чтению, необходимо самим взрослым хорошо знать детскую литературу. Равнодушный учитель или библиотекарь, не знающий её и не умеющий предложить ребёнку нужную и наиболее ценную именно для него книгу, заинтересовать его чтением, может принести не пользу, а вред. Необходима большая педагогическая и эстетическая культура, чтобы руководить чтением детей и юношества. Проблемы развития культуры чтения, эстетической грамотности учащихся, умения воспринимать произведения литературы и искусства в соответствии с их природой и понимание специфических воспитательных функций - архиважные педагогические проблемы.

Кто должен естественно вызывать у «слушающего» мысли (заставлять его думать!), чувства (возбуждать эмоции и вызывать переживания!), а также желание критически использовать полученный в процессе чтения-общения опыт в своей жизни? Только тот, кто «говорит» с читающим-слушающим языком книги.

Чтение-общение для читателя - это всегда процесс, во-первых, творческий: читатель вступает в общение с книгой и тогда непременно творит, т.е. создаёт в воображении и собеседника, и тот мир, который создан «говорящим» и куда тот мысленно вводит своего «слушателя» как соучастника событий, мыслей, душевных движений и следующих за этим намерений и поступков. Во-вторых, чтение-общение - процесс для читателя спонтанный, т.е. самопроизвольный, так как вызван для него не внешними влияниями, а внутренними причинами: ведь, если я не хочу слушать и «расслышать» своего собеседника, никто не заставит меня этого сделать.

А кто же «запускает» процесс творческого взаимодействия двух субъектов говорящего и слушающего - книги и читателя? Кто задаёт этому процессу спонтанность? Означенную задачу решает лицо совершенно особое и для процесса чтения как бы постороннее. Это лицо никогда не может и не должно быть включено в процесс чтения-общения, т.е. в спонтанную творческую беседу двух основных субъектов. Но оно организует их встречу, обучает «слушающего» языку, на котором с ним общается «говорящий», и приучает «слушающего», руководствуясь собственным мотивом и целью чтения-общения, вкладывать в этот процесс со своей стороны все имеющиеся у него на данный момент силы и знания и все время контролировать себя: слышу ли, что мне говорят, представляю ли себе, о чём идёт речь, понимаю ли сказанное и правильно ли понимаю, ясно ли представляю себе, хочу ли слушать и продолжить беседу? И т. д., т. п.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Результаты проведённого исследования по выявлению специфики деятельности социального педагога с неполной материнской семьёй
В процессе практического исследования проводился анализ семейной ситуации и уровень взаимоотношений между одиноким родителем (матери) и ребёнка (детей) в неполных материнских семьях. В ходе проведённого эксперимента удалось выявить характер семейных взаимоотношений и тип родительского отношения. По ...

Методика обучения математике как научная область
Чтобы подготовить учителя, способного решать задачи обучения математике в современной школе, необходим соответствующий учебный курс (сегодня он называется "Теория и методика обучения математике"), в котором были бы представлены как теоретические основы построения процесса обучения, так и ...

Анализ и оценка результативности проведенной работы по использованию поэтических произведений А. Моро в обучении родному языку старших дошкольников
Цель: выявить результативность проведенной работы, т.е. какие изменения произошли в уровне обученности родной (мордовской) речи у детей старшего дошкольного возраста. Анализ: на занятиях использовались разнообразные методические приёмы: вопросы поискового характера, использование наглядности (иллюс ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru