Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Первый этап подготовки ребенка к обучению грамоте – понимание и овладение речью

Образование и педагогика » Обучение чтению детей в начальных классах » Первый этап подготовки ребенка к обучению грамоте – понимание и овладение речью

Страница 2

Наблюдательные педагоги, например Ю. И. Фаусек, подметили, что маленькие дети любят произносить какое-нибудь слово, часто искаженное или ничего не значащее, только потому, что им нравятся составляющие его звуки. Знаток детского языка, писатель К. И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти» собрал обширные материалы, свидетельствующие о той большой работе, которую проводит ребенок для усвоения материальной, звуковой оболочки языка. В частности, он особо отмечает рифмотворчество, как неизбежный этап речевого развития двухлетнего ребенка, своеобразную и очень рациональную систему упражнений в фонетике.

По мнению Ф. А. Сохина, овладение грамматическим строем языка происходит на основе сложной динамики установления стереотипов, их генерализации и последующей дифференциации. Однако его объяснение не раскрывает до конца процесс усвоения грамматического строя языка.

Некоторые психологи и педагоги предполагают наличие у ребенка особого чутья языка, В литературе на это не однократно указывали К. Д. Ушинский, А. Н. Гвоздев, К. И. Чуковский. Если согласиться с предположением о наличии особой чувствительности ребенка, то её (чувствительности) возникновение следует объяснить исходя из реальных условий усвоения языка. Одними из первых, еще в советском Союзе, проводили практические исследования усвоения и понимания речи ребенком психологи Ф. А. Сохин (1956), М. И. Попова (1956) и другие. К примеру, М. И. Попова, специально обучала дошкольников согласовывать существительные с глаголом в прошедшем времени. Исследование заключалось в том, что ребенок сначала повторял сочетание существительного и глагола в прошедшем времени за экспериментатором, а затем пытался на других примерах составить собственные словосочетания.

Развитие связной речи у ребенка неразрывно связанно с усвоением грамматического строя языка и невозможно вне овладения звуковой системой родного языка. Последнее представляет ту основу, на которой строится все здание усвоения языка ребенком, становления его речи. Овладение звуковой стороной языка включает два взаимосвязанных процесса: формирование восприятия у ребенка звуков языка, или, как его называют, фонематического слуха, и формирование произнесения звуков речи. Оба эти процесса начинаются тогда, когда язык становится для ребенка тем средством, с помощью которого он общается с окружающим его миром. С одной стороны ребенок начинает понимать обращенные к нему слова взрослых, с другой – сам пытается произнести первые слова. Изучением восприятия фонематического состава слова занимался Н. Х. Швачкин.

Существует еще один немаловажный аспект изучения речи ребенка, очень сложно установить адекватность восприятия ребенком звуков языка взрослых. Есть некоторые основания, что правильное восприятие звуков языка взрослых возникает не сразу и в результате определенного развития. Верное восприятие звука слышимого в языке взрослых, и выступающего как эталон, к которому примериваются произносимые самим ребенком звуки, развивается в ходе речевой практики ребенка.

Речь ребенка, безусловно, является той основной опорой, на которой в дальнейшем строится все последующее развитие ребенка, именно освоив все формы речи, ребенок может приступать к обучению грамоте – чтению и письму, так как эти элементы так же являются речью, то, безусловно, нам пришлось довольно подробно рассмотреть основные этапы развития речи у ребенка. Теперь следует рассмотреть теоретические основы подготовки к обучению грамоте детей, рассматривая труды отечественных и зарубежных психологов и педагогов.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Игра, как средство развития интереса к изучаемому языку
Игра "Мазанка" предназначена для закрепления грамматического материала, берется соответствующая теме картинка, которая разрезана на несколько частей и на обратной стороне какой либо части картинки пишется предложение. Например: при прохождении темы "Предлоги" The bear is on the ...

Дидактика предмета как контекстно зависимая теория обучения
Понятия "методика обучения предмету" и "дидактика предмета" в современной педагогической теории и практике обучения нечетко разведены. Например, термин "дидактика физики", использование которого обосновано А.И. Бугаевым, остается еще недостаточно определенным, несмотря ...

Причины дислексии и дисграфии
Какие же причины лежат в основе тех нарушений, с которыми чаще всего сталкиваются учителя в школе? Затрудненное чтение и произношение в данном случае не является следствием слабого интеллекта или отсутствия возможности обучения. Причина этого кроется в строении полушарий головного мозга. У обычных ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru