Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Первый этап подготовки ребенка к обучению грамоте – понимание и овладение речью

Образование и педагогика » Обучение чтению детей в начальных классах » Первый этап подготовки ребенка к обучению грамоте – понимание и овладение речью

Страница 1

Ребенок начинает понимать обращенную к нему речь уже на второй половине первого года своей жизни и это уже можно назвать первым этапом подготовки ребенка к обучению грамоте: правильной речи, чтению и письму. Ребенок усваивает связи между произносимыми словами, предметами и собственными действиями. Эти связи возникают либо в результате совместной деятельности взрослого и ребенка, либо в результате специального обучения. Дети выполняют по слову ряд движений: подают ручку, бросают игрушки, отыскивают взглядом некоторые предметы и взрослых людей. Накопление названий предметов происходит в следующем порядке: сначала усваивается понимание непосредственно окружающих ребенка вещей, затем имен взрослых и названий игрушек, изображений предметов одежды и, наконец, частей тела и лица. Быстро растет количество понимаемых слов в возрасте от одного года до полутора лет, когда ребенок легко усваивает названия предметов. В период до двух лет количество таких слов возрастает еще более стремительно. Ребенок уже понимает практически все слова, относящиеся к окружающим предметам. На третьем году понимание речи ребенком возрастает не только по объему, но и качественно изменяется. Ребенок с удовольствием присутствует при разговорах взрослых, любит слушать сказки рассказы, стихи. Дети двух – трех лет могут понимать не только речь взрослого, направленную на организацию их практических действий, т. е. Не только инструктивную речь, но и речь-рассказ. Слушание и понимание речи взрослого, содержащей сообщение о предметах и явлениях, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения взрослого с ребенком, - важное приобретение, ибо создает возможность использование речи в роли основного средства познания по отношению к предметам, недоступным непосредственному опыту ребенка. По мнению Л. С. Славиной, для понимания и слушания речи с содержанием, выходящим за пределы ситуации, необходима специальная педагогическая работа. Лишь постепенно дети научаются понимать небольшие рассказы, содержащие в себе не только чисто познавательный материал, но и некоторые моральные высказывания, благодаря которым воспитываются простейшие моральные оценки. Таким образом, трехлетнего ребенка можно обучать пользоваться личными предметами не только путем показа, но и с помощью словесных указаний.

Уже на этом этапе развития ребенка взрослым следует уделять большое внимание развитию речи ребенка. В литературе неоднократно описаны случаи задержки развития речи у ребенка. Задержки развития речи у ребенка могут являться следствием недостаточного общения взрослого с младенцем. При правильном процессе воспитания резкий перелом в развитии речи происходит в начале второй половины второго года жизни ребенка, когда наряду с увеличением количества употребляемых слов возникают первые двух-, трехсловные предложения. Фразы, конструируемые ребенком в этом возрасте, существенно отличаются от употребляемых взрослыми именно неизменяемостью входящих в их состав отдельных слов. Постепенно на основе общения с взрослыми речь ребенка начинает выполнять и функцию организации его деятельности, входя в них как обязательный компонент. Конец второго года знаменует начало нового этапа в развитии речи ребенка. Основное его содержание – усвоение грамматической структуры предложений. Значительно возрастает запас слов, достигая при правильной педагогической работе 1500 – 2000 к концу третьего года. В словарном составе присутствуют практически все части речи, среди предложений встречаются основные их типы, включая сложные бессоюзные и союзные предложения.

Третий год жизни ребенка характеризуется чрезвычайно возрастающей речевой активностью ребенка. Постепенно расширяется круг общения, ребенок говорит не только с близкими ему людьми, но и с другими окружающими его взрослыми и детьми. Ярким примером в данном случае является посещение массового детского сада. Резко повышается речевая активность во время игр и самостоятельной деятельности ребенка. Значительно возрастает интерес детей к речи взрослых. Дети этого возраста не только слушают обращенную к ним речь, но и прислушиваются к ним непосредственно не обращенной. В этот период дети легко запоминают небольшие стихи и сказки, воспроизводя их впоследствии с большой точностью. Запоминание стихов и сказок является важной и неотъемлемой составляющей развития речи ребенка. В связи с возросшим пониманием слов и увеличением их запаса речь превращается для ребенка в основное средство общения. Значительно расширяется круг поводов для высказываний. Не только просьбы и ответы на вопросы взрослых, но и рассказ о виденном и сделанном, пересказ слышанного, требование объяснить, как выполняется то или иное действие, становятся содержанием речевого общения детей этого возраста. Усвоение грамматической системы языка происходит в основном при использовании в речи предложений. К примеру, первые сложные предложения отмечены А. Н. Гвоздевым в возрасте от двух лет четырех месяцев до двух лет и шести месяцев. К трем годам ребенок уже овладевает практически всеми падежами и всеми предметными отношениями, которые с их помощью выражаются. В психологии делались неоднократные попытки объяснить факт интенсивного усвоения основных грамматических форм именно в раннем детстве. К примеру, К. Бюлер выдвинул предположение, что в основе всего процесса лежит делаемое ребенком открытие флективной природы языка. Ребенок после своего интуитивного открытия начинает понимать основной принцип флективных языков, заключающийся в том, что грамматические связи, отражающее реальные отношения могут выражаться путем изменений морфологических частей слова. Однако такое представление об усвоении грамматических форм не может быть принято, так как оно не объясняет самого главного – как ребенок приходит к пониманию флективной природы языка. Кроме того, К. Бюлер чрезвычайно интелектуализирует процесс усвоения ребенком языка и не учитывает важнейшего обстоятельства: если бы ребенок и смог сделать самостоятельно такое открытие, то оно должно было бы быть результатом процесса усвоения, а не лежать в его основании.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Развитие творческого воображения младших школьников
Результаты констатирующего эксперимента позволили разработать цикл занятий по повышению уровня творческого воображения. С целью повышения творческих способностей учащихся младшего школьного возраста был проведен ряд занятий, которые включают упражнения, игры, этюды, задания на конструирование. При ...

Обзор информационных систем и технологий, используемых в школе
К информационным ресурсам учреждения будем относить информацию, значимую для организации, а так же информационную систему, которая ее обрабатывает. Информация для предприятия часто является ценным предметом, сравнимым с материальными ресурсами. Для Енапаевской средней общеобразовательной школе, цен ...

Виды и техники нетрадиционного рисования
Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованны и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных услови ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru