Мотив и мотивация. Развитие мотивации учебной деятельности

Страница 1

Проанализируем термин «мотив» – русифицированное французское слово «motif», в буквальном смысле слова обозначает «побуждение», или от латинского слова «moveo» – двигаю.

Большая Советская Энциклопедия приводит следующее определение данному понятию: «Мотив в психологии – побудительная причина действий и поступков человека. Исходным побуждением человека к деятельности являются его стремления удовлетворить свои материальные и духовные потребности».

По мнению Л. И. Божович мотив - это побуждения к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих её направленность (мотивация).

Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели.

Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.

Таким образом, структура мотивации человека имеет сложную систему, которая характеризуется иерархической соподчиненностью, полимотивированным характером, поливолентностью мотивов по отношению к потребностям и взаимозаменяемостью. Она складывается под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. И в целом, мотивационная сфера индивида определяет общую направленность личности.

Теперь рассмотрим частный случай мотивации – учебная мотивация.

По мнению А.К. Марковой учебная мотивация – это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами.

Учебная мотивация имеет ряд специфических факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением. Во-вторых, организацией образовательного процесса. В-третьих, субъективными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка и его взаимодействие с другими учениками). В-четвертых, субъективными особенностями педагога и прежде всего его отношение к ученику, делу. В-пятых, спецификой учебного предмета.

Учебная мотивационная система, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Мы уже отмечали, что учебная мотивация побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию в системе общественных отношений. При этом с возрастом происходит развитие соотношения взаимодействующих потребностей и мотивов, изменение ведущих доминирующих потребностей и их иерархизация. Учебная мотивация складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или углубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними.

Соответственно при анализе учебной мотивации стоит задача определения не только доминирующего побудителя (мотива), но и учета всей структуры мотивационной сферы. Рассматривая эту сферу применительно к учению, А.К. Маркова подчеркивает иерархичность ее строения. Так в нее входят: потребности в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес. По А.К. Марковой, учебная мотивация – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Мотив показывает, ради чего ребенок учится.

Мотивы по отношению к содержанию деятельности делятся на: внешние - мотивы долга и обязанности; мотивы оценки, достижения успеха, мотивы самоутверждения, престижа, положения; мотивы личного благополучия, избегания неприятностей и внутренние - интерес к содержанию деятельности; к ее процессу; к овладению способами данной деятельности и тем самым к саморазвитию. Внешние мотивы могут оказывать заметное негативное влияние на характер и результаты учебного процесса. Одной из основных задач учителя является повышение в структуре мотивации учащихся доли внутренней мотивации.

Наряду с вышеназванными мотивами, выделяют познавательные и социальные мотивы. Познавательные мотивы заложены в самой учебной деятельности, они связаны с содержанием учебной деятельности или с самим процессом учения. А.К. Маркова разделяет мотивы на: широкие учебные, которые направлены на усвоение новых знаний; учебно-познавательные, они направлены на добывание знаний и мотив самообразования, он направлен на совершенствование способов добывания знаний.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Развитие выразительности речи посредством лексико-стилистической работй с современнойц русской прозой
Сегодня, как отмечают и специалисты, и общественность, речевая культура в Украине находится на низком уровне, обучение русскому языку происходит в сложной социокультурной ситуации: отмечается бурная либерализация норм литературного языка, активно в лексику его носителей проникают профессионализмы, ...

О методических подходах к оценке эффективности использования ресурсного потенциала ЗАО им. Ленина
Ресурсный потенциал сельскохозяйственного предприятия - это совокупность трудовых, природных и материальных ресурсов, которая определяется количеством, качеством и внутренней структурой каждого ресурса. Ресурсный потенциал организации включает в себя основные и оборотные фонды. Они играют важную ро ...

Методологические основы использования методов обучения в общем и специальном образовании
К методам специального бучения относятся имитационные. Характеристика основных методов специального обучения. 1. Анализ конкретных ситуаций— один из наиболее эффективных и распространенных методов организации познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает спосо ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru