Организация и методы изучения воображения

Страница 1

Исследование проводилось в Муниципальном специальном «коррекционном» образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. «Барнаульская специальная «коррекционная» общеобразовательная школа интернат № 4 V вида», в период с 1сентября 2008 по 20 мая 2009г.

Общая выборка детей составила 24 человека (младшего школьного возраста, с ОНР 2 – 3 уровня). 12 человек это дети 7-8 лет 1 «А» класса и 12 человек это дети 8-9 лет 2 «Б» класса ( см. Приложение 1).

Для изучения структуры воображения были использованы методики:

· Методика «Дорисовывания фигур» - модифицированный тест креативности Торренса

Цель: определение уровня развития воображения, способность создавать оригинальные образы.

Материал: 10 карточек размером вполовину стандартного листа (а5), на каждом из которых нарисована небольшая фигурка неопределенной формы, набор карандашей (простой карандаш).

Инструкция к проведению: говорим ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая – нибудь картинка – любая, какую ты захочешь». После того как ребенок дорисовал фигурку, его спрашиваем: «Как называется картина? Что это?» ответ записываем и даем следующий листок, последовательно предъявляя все 10 карточек.

Оценка результатов

Для оценки уровня выполнения задания ребенком подсчитываю коэффициент оригинальности (КО) – количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигурка для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку. Затем сравнивают изображения, созданные каждым ребенком из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей. Таким образом, КО равен количеству рисунков, не повторяющихся по характеру использования заданной фигурки у самого ребенка и ни у кого из детей группы. КО – это количество не зачеркнутых ответов. Затем выводят средний КО по группе.

Низкий уровень – выполнения задания (КО) меньше среднего по группе на 2 и более балла.

Средний уровень – (КО) равен среднему по группе или на один балл выше или ниже среднего.

Высокий уровень – (КО) выше среднего по группе на 2 и более балла.

Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.

Можно выделить следующие уровни:

При низком уровне дети фактически не понимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигурой что – то свое, или делают беспредметное изображение (узор), иногда эти дети (для 1-2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако, все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки повторяющиеся – самим ребенком или другими детьми группы.

При высоком уровне дети дают схематичные. Иногда детализированные. Но, как правило. Оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка или его второстепенной деталью, последнее является показателем творческого воображения.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Описание случаев проявления креативных способностей
Прежде чем перейти к описанию конкретных случаев скажем о том, что нас в первую очередь интересуют молодые люди, которые прошли ту или иную образовательную форму. Нам важно отметить, что действительно эти формы были редуцированны. Описание случаев представлено на основе личного интервью. Анализ слу ...

Использование информационных технологий в профессиональном колледже
Информационные технологии, как средство обучения могут использоваться в различных образовательных контекстах, предоставляя мультимедийные продукты и информационные ресурсы Интернета для обучения, выработки практических навыков и развития креативного мышления. Мультимедиа продукты могут способствова ...

Методика формирования временных представлений в начальном курсе математики по программе «Школа России»
Задачи изучения темы: · познакомить учащихся с единицами времени и их соотношениями; · научить определять время по часам; · сформировать умение складывать и вычитать величины, выраженные в единицах времени, а также умножать и делить их на число; Трудности изучения темы «Время. Измерение времени»: 1 ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru