Мотив и мотивация. Развитие мотивации учебной деятельности

Страница 2

Социальные – это мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности. Выделяют следующие мотивы:

1. широкие социальные мотивы (стремление получить знание, чтобы быть полезным обществу);

2. позиционные социальные мотивы (стремление добиться авторитета и одобрения окружающих);

3. мотив сотрудничества с другими людьми в ходе учения.

М.В. Матюхина тоже выделяет два основных типа мотивов. Мотивы, заложенные в самом процессе деятельности: мотивация содержанием, интерес – занимательность,- интерес к фактам; интерес к сути явлений, их происхождению; мотивация процессом, исполнительский – как выполнение деятельности, поисково-исполнительский – как выведение правила, творческий – как самостоятельное составление задания.

Мотивы, связанные с тем, что лежит вне учебной деятельности: широкие социальные мотивы; узколичностные; отрицательные.

Таким образом, в целом, выделяются два типа мотивов: мотивы, непосредственно связанные с учением, и социальные мотивы.

М.В. Матюхина разделяет так же, учебную мотивацию на несколько уровней:

Первый уровень – высокий уровень учебной мотивации, учебной активности. Дети стремятся наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

Второй уровень – хорошая школьная мотивация. Подобный уровень мотивации является средней нормой, в котором учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью

Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью, они достаточно благополучно чувствуют себя в школе. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Четвертый уровень – низкая учебная мотивация. Дети с данным уровнем неохотно посещают школу, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.

Пятый уровень – негативное отношение к школе, учебная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью; имеют проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.

Главная задача мотивации учения - организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. Поэтому, так важно создавать для школьника ситуации успеха, уделять основное внимание на организацию целенаправленной учебной деятельности. Основная методическая проблема все же остается на учителе - используя различные методы и методические приемы формировать целенаправленную учебную деятельность.

В психологии известно много достаточно много конкретных условий, развивающих учебную мотивацию. Рассмотрим некоторые из них:

способ раскрытия учебного материала - когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, и тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета;

организация работы над предметом малыми группами - если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется;

отношение между мотивом и целью - цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика;

проблемность обучения - на каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания;

содержание обучения, а именно основу содержания обучения составляют базовые (инвариантные) знания. В обязательном порядке в содержание обучения входят обобщенные методы работы с этими базовыми знаниями.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Рисование красками как вид художественно-творческой деятельности
Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне. Рисование – более сложное средство изображения, чем лепка и аппликация. Графическая деятельн ...

Научная основа ознакомления детей с природой
В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно - это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. Этот процесс, проходящий под целенаправленным рук ...

Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по эстетическому воспитанию второклассников на уроках чтении
Новые хрестоматии по литературному чтению существенно изменили традиционно сложившийся список авторов, чьи произведения в течение многих лет изучались в начальной школе. В круг обязательного детского чтения вошли произведения Ф. Кривина, В. Голявкина, Г. Цыферова, Б. Емельянова, С. Воронина и др. Н ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru