Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Мотив и мотивация. Развитие мотивации учебной деятельности

Страница 4

поддержание в учащемся устойчивой положительной самооценки, что приводит к уменьшению негативизма;

апелляция к самооценке и самоуважению личности;

формирование реалистичного уровня притязаний за счет оптимального соответствия трудности задач способностям и возможностям учащегося, предоставления ему возможности свободного выбора; после успеха при нормальном уровне притязаний обычно выбираются более трудные задачи, после неудачи - более легкие;

формирование внутреннего локуса контроля - объяснение причин успеха достаточностью усилий и способностей, а неуспеха - недостаточностью усилий;

антиподная мотивация может быть использована при наличии в учащемся психической защиты типа «преувеличение-преуменьшение» и зависимости его от оценок со стороны.

Учебная мотивация может осуществляться с использованием механизмов: соперничества, самоутверждения, группового давления. Экстраверт любит ответственность, но не любит обязанности. Интроверт - наоборот. Интроверты лучше мотивируются похвалой, экстраверты – критикой. Там, где можно и нужно лишь улыбнуться, ответить шуткой на шалость учащегося и тем погасить конфликтную ситуацию, нередко применяется угроза, устраивается проработка, читается мораль. Неотъемлемая составная часть мастерства педагога - знание мотивов и умение их использовать, а именно: помощь. Учащийся проявляет готовность к оказанию помощи, когда свое благополучное положение связывает со своими способностями, с причинами, зависящими от него, а не от внешних условий.

Аффилиация - стремление учащегося быть в обществе других людей, умение наладить с ними эмоционально-положительные добрые взаимоотношения.

Страх отвержения - неудовлетворительное состояние навыков общения и тенденция испытывать чувство неспособности справляться с межличностными отношениями.

Мотив достижения - стремление повышать или поддерживать на возможно более высоком уровне свои способности и умения по отношению к деятельности, в которой считаются обязательными.

В психолого-педагогической работе рекомендуется применять приём «авансирование доверием, похвалой». Применяя этот приём, хвалят, оказывают доверие тому, кто его ещё не заслужил, но уже начал проявлять настойчивость, упорство, прилежание, дисциплинированность. Особенно необходимо авансировать похвалой учащихся, оказавшихся в социально-опасном положении, вставших на путь исправления, совершивших положительный поступок. Кроме того, неудачи в учёбе, также как и в любой другой деятельности, становятся субъективной причиной помех в завоевании достойного места в коллективе. И наоборот, удачные свершения как бы мотивируют дальнейшие успехи в начатом деле.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что мотивация каждого школьника различна, к каждому необходим свой индивидуальный подход. Для того чтобы найти его, необходимо знать уровни развития учебной мотивации.

В психологии известно, что развитие учебной мотивации идет двумя путями:

1. через усвоение учащимися общественного смысла учения;

2. через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.

На первом пути главная задача учителя состоит в том, чтобы, с одной стороны, донести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно не значимы, но имеют достаточно высокий уровень действительности. Примером может служить желание получать хорошие оценки. Учащимся необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и умений. И таким образом постепенно подойти к мотивации, связанной с желанием иметь высокий уровень знаний и умений. Это, в свою очередь, должно осознаваться детьми как необходимое условие их успешной, полезной обществу деятельности. С другой стороны, необходимо повысить действенность мотивов, которые осознаются как важные, но реально на их поведение не влияют.

Педагогам, занимающимся формированием и развитием мотивации учебной деятельности необходимо учитывать потребности, интересы, цели, намерения, стремления, побуждения, имеющиеся у учащегося, а также внешние факторы, которые заставляют его вести определённым образом и целенаправленно управлять процессом учебной деятельности и побуждать учащихся развивать свою учебную направленность и активность.

Из всего этого следует, что главным фактором повышения учебной мотивации является гуманный, индивидуальный подход к учебному процессу школьников. Развитие способностей, учет интересов и индивидуальных особенностей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Взаимосвязь педагогических концепций Жан-Жака Руссо и Льва Николаевича Толстого
В прошлом успешность воспитательной системы зависела от того, как ей удавалось передать знания, учения, навыки, ценности новому поколению. Сейчас же ввиду очень быстрых научно - технических, культурных, бытовых изменений воспитательная система может быть оценена, по всей видимости, по тому, как под ...

Почитание старших в казачьем обществе
Старики выступали хранителями казачьих обычаев и традиций, и почитание стариков в казачестве было безграничным. Проявление непочтительности к старику расценивалось как предательство казачьих идеалов и сурово наказывалось обществом. Преклонение перед старшими закреплялось не только обычаями, но и оф ...

Цели и задачи изучения физики
Основными целями изучения физики являются: 1. освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира; знакомство с основами фундаментал ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru