Мотив и мотивация. Развитие мотивации учебной деятельности

Страница 3

Общий путь формирования учебной мотивации состоит в том, чтобы способствовать превращению имеющихся у учащегося широких побуждений к познаниям в зрелую мотивационную сферу с устойчивой структурой. Развитие учебной мотивации является одним из способов повышения эффективности обучения. Мотивация учащихся во многом определяется пониманием необходимости применения приобретенных знаний, навыков и умений в будущей профессиональной деятельности. В целях повышения у учащихся учебной мотивации и уровня удовлетворенности своими достижениями необходимо создание таких условий, в которых дается возможность каждому учащемуся пережить радость успеха в учебной деятельности, в наиболее полной степени актуализировать и реализовать свой личностный потенциал. Одним из важнейших вопросов учебной мотивации учащегося является причинное объяснение мотивов. Мотивы - связанные с удовлетворением потребностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос «Ради чего она совершается?». Мотивы предполагают знания об объектах, которые могут удовлетворить потребность, и действиях, способных привести к её удовлетворению. Мотивы - подключенные и исполняемые команды в их взаимодействии. Учебную мотивацию различают по способу воздействия: условная (когда побуждение привязывается к событиям из прошлого опыта человека или их элементам); безусловная (осуществляется в реальной аффективной ситуации, и часто представляет собой прямое внушение). lost ark гайд аркана

Поиск ответов на вопросы «Почему?», «Зачем?», «Для какой цели?» и «Ради чего?» приводит к объяснению причин устойчивых изменений в поведении учащегося, обусловленных внутренней и внешней мотивацией.

Элементами процесса учебной мотивации являются: основания (неудовлетворенные потребности учащегося); действия (характер и способ осуществления изменений среды, состояния учащегося или свойств его личности); средства (предметы, с помощью которых осуществляются действия); цель (предполагаемый результат действий).

Основания и цель должны согласовываться со стремлениями учащегося и представлять собой противоречие между нежелательным настоящим и желаемым будущим. Действия должны быть для учащегося знакомыми или достаточно описанными. Средства должны быть доступными и также достаточно описанными. Элементы учебного процесса должны стимулировать в учащемся эмоции, показатель, как значимости элементов учебной мотивации, так и ее интенсивности. Интенсивность приходится определять по своему внутреннему чувству. Установлено, что чем легче для человека задача, тем выше должна быть интенсивность мотивации, а чем сложнее, тем более низкая интенсивность будет оптимальной для того, чтобы человек взялся эту задачу решать. Для каждого конкретного случая существует оптимальный уровень интенсивности, при котором учащийся наиболее восприимчив, при дальнейшем же увеличении интенсивности готовность действовать падает. С приближением желанной цели мотивация и активность увеличиваются. Приемлемой для начала контакта считается средняя интенсивность мотивации. Мотивация проходит успешно, когда ее элементы вызывают у учащегося представления и формируют ожидания.

Для понимания поведения учащегося и его отношения к учёбе необходимо рассмотреть некоторые аспекты учебной мотивации. Рассмотрим некоторые из них.

Сдвиг мотива на цель. Этот феномен может быть использован и как прием. Его суть: результат действия, которое первоначально мотивировалось другой целью, сам становится ценностью, и в дальнейшем самостоятельным мотивом является достижение этого, когда-то побочного, результата. То же самое, когда целью становится какой-то из прежних промежуточных этапов. Так, страсть к компьютерным играм может вылиться в стойкое увлечение информатикой.

Внутренний мотивационный конфликт. Выделяют его виды:

«стремление-стремление» - два разных действия одинаково привлекательны;

«стремление-избегание» - одно и то же действие «и хочется, и колется«;

«избегание-избегание» - выбор при этих конфликтах может быть совершен при соответствующем внешнем воздействии, но это зависит от значимости того, кто воздействует;

«стремление и избегание - стремление и избегание»- этот конфликт обычно можно разложить на два простых.

Для ослабления мотивационного конфликта рекомендуют, как более действенный способ, уменьшение избегания, а не усиление стремления.

Важной психологической особенностью, влияющей на достижения успехов в учебе, является самооценка, которая выражается в требованиях, предъявляемых учащимся к самому себе. Учебная мотивация с использованием самооценки может осуществляться следующим образом:

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Коммуникативный системно-деятельностный подход к обучению английскому языку
Рассмотрим сначала в общих чертах коммуникативный системно-деятельностный подход к обучению английскому языку. Этот подход представляет собой реализацию та­кого способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное, систематизированное и взаимосоот­несенное обучение английскому языку как сред­ ...

Психолого-педагогические исследования в области применения экспериментирования как метода развивающего обучения дошкольников
Решение задачи формирования готовности педагогов к использованию экспериментирования как метода развивающего обучения детей дошкольного возраста предполагает теоретическое осмысление феномена «экспериментирование». Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «experimentum», что переводится к ...

Методы когнитивного обучения: психолого-дидактический подход
Современная дидактика располагает богатым инструментарием обучения и воспитания. Ведущими специалистами в области образования разработаны и классифицированы по определенным основаниям различные группы методов обучения Многообразие и оригинальность подходов свидетельствует о разработанности этого на ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru