Методологическое обеспечение и организация исследования

Образование и педагогика » Особенности устранения различных видов ротацизма при дислалии » Методологическое обеспечение и организация исследования

Страница 1

Проанализировав литературу по теме исследования мы установили, что проблема организации логопедической работы по устранению различных видов ротацизма при дислалии в литературе освещена недостаточно.

Нами проводилось исследование сформированности звукопроизношения у детей дошкольного возраста. В исследовании принимали участие 10 детей с ОНР младшего школьного возраста.

Констатирующий эксперимент проводился на базе ДОУ «11 Советского района г. Красноярска.

Методика изучения особенностей артикуляции и состояния звукопроизношения

Обследование строения и функций артикуляционного аппарата начинается с наблюдений за состоянием мимической мускулатуры в покое: отмечается выраженность носо-губных складок и их симметричность, характер линии губ и плотность их смыкания. При дальнейшем обследовании нужно оценить состояние двигательных функций органов артикуляции (губ, зубов, твердого и мягкого нёба) и выявить уровень доступных ребенку движений.

Обследование двигательных функций артикуляционного аппарата нужно производить путем многократного повторения требуемого движения. Например, повторить несколько раз следующие движения губ: смычка, оскал, вытягивание вперед. При этом отмечаются качественная сторона каждого движения, время включения в него, истощаемость, изменение его темпа и плавности, объем, появление сопутствующих движений. Точность и быстрота движений также являются необходимым условием внятности и четкости артикуляции. Окончательное суждение о природе двигательных нарушений артикуляционного аппарата, если оно обнаружено, может быть сделано учителем-логопедом.

Обследование состояния звукопроизношения является важным звеном в общей системе изучения звуковой культуры речи дошкольников. Несмотря на то что оно давно описано в методической литературе, его до сих пор не всегда проводят на должном уровне. Главный недостаток, имеющий принципиальный характер, — это разрыв в изучении фонетической и смысловой сторон речи.

Обследование звуков речи у детей начинается с тщательной проверки изолированного произношения.

Проверяются следующие группы звуков:

• гласные: а, о, у, э, и, ы;

• свистящие, шипящие, аффрикаты: с, с', з, з', ц, ш, ч, щ;

• сонорные: р, р', л, л', м, м', н, н';

• глухие и звонкие парные п — б,т — д, к — г, ф — в — в твердом и мягком звучании: п' — б', т' — д', к' — г', ф' — в';

• мягкие звуки в сочетании с разными гласными: пи, пя, пе, пю (также дъ, мъ, ть, съ).

Смысловой уровень восприятия звуков родной речи состоит в подборе фонетических ассоциаций, связанных с неосознанным обобщением особенностей способа произнесения звука и места его артикуляции. Ребенку предъявляются наборы картинок, обозначающие слова, включающие проверяемые звуки. Например, произношение шипящих и свистящих звуков можно обнаружить на примере слов собака, колесо, нос, сосна, пастух, касса, шапка, шуба. Особое внимание уделяется тому, как эти звуки произносятся в предложениях. Например:

• У кошки пушистый хвост.

• Саша уступил место старушке.

• Медвежонок залез на сосну.

• У наседки пять пушистых цыплят.

• В чаще щебечут птицы.

В ходе исследования звукопроизношения выясняется, что чаще всего искажаются или заменяются звуки позднего онтогенеза, аффрикаты (ц, ч, ш, щ) и соноры (например, у некоторых отсутствует звук л, а звук р в словах присутствует лишь в мягком варианте, а в твердом искажается или заменяется на л). У некоторых детей наблюдается нарушение палатализации (смягчения), намного реже — замены по глухости-звонкости (чаще всего, согласных т, д, в, ф). Последнее может происходить из-за нарушений в развитии фонематического восприятия.

С помощью специальных заданий выявляют способность к переключению артикуляционных движений с одного слога на другой. Ребенку обычно предлагают несколько раз повторить звуковой или слоговой ряд, а затем последовательность звуков или слогов изменяется и фиксируется, легко ли удается переключение. Например:

а — и — у, у — и — а и т. д.;

ка — па — та, па — та — ка, та — па — ка;

пла — плу — пло, пло — плу — пла и др.;

кап — пак — кап — пак .;

рал — лар — рал — лар .

• Затем необходимо обследовать умение ребенка произносить слова различной слоговой сложности. Для этого ему показывают предметные картинки, которым он дает наименование (затем эти же наименования предлагаются для отраженного произношения). При этом проверяется также умение произносить слова с множественным стечением согласных, включающих в свой состав звукосочетания типа скла, взма, здра и т. п.

Затем ребенка просят повторить предложения, состоящие из слов повышенной звуко-слоговой сложности, например:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Природа орнаментального искусства
Орнамент со времен своего возникновения и поныне остается одним из осиновых средств художественного оформления произведений декоративно-прикладного искусства: изделий из глины, стекла, дерева и металла, разнообразных текстильных изделий. Характерная черта всякого орнамента – неразрывная связь с мат ...

План – конспект урока по физическому воспитанию
Тема: «Гимнастика в 3 классе» Задачи: •Закрепление двигательных навыков и умений в выполнении общеразвивающих упражнений; • Изучение элементов акробатики, кувырков вперёд. Тип урока: комбинированный Место проведения: спортивный зал. Инвентарь: маты, короткие скакалки, гимнастическая палка. Ход урок ...

Формы и методы изучения подраздела «Электротехника» в девятом классе
В педагогике рассматриваются различные типы уроков и различные формы изложения знаний учителем. Различают следующие типы уроков: · урок изучения нового материала; · урок закрепления знаний, умений и навыков; · повторительно-обобщающий урок; · смешанный, или комбинированный урок. Применительно к дан ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru