• какие виды интонации (повествовательная, вопросительная, побудительная, отрицания, сомнения и др.) ребенок употребляет в обиходной речи;
• может ли дошкольник произвольно (по просьбе педагога) спросить, отказать, попросить и т. д., т. е. воспользоваться различными типами интонационных конструкций.
При более тщательном обследовании изучение восприятия интонационных конструкций (ИК) Ю. Н. Родионова предлагает организовать следующим образом. Прослушав 5-7 различно интонированных фраз, ребенку необходимо определить интонацию и подать условный знак, обговоренный заранее (хлопнуть в ладоши, поднять руку вверх или назвать тип ИК). При этом возможны следующие варианты.
Инструкция: «Когда услышишь, что я о чем-то спрашиваю, — хлопни в ладоши». Нужно определить интонацию вопроса в вопросительных предложениях с вопросительным словом и без него.
Инструкция: «Когда услышишь, что я о чем-то рассказываю, — хлопни в ладоши». Нужно определить интонацию завершенности в повествовательных предложениях.
Инструкция: «Когда услышишь, что я чему-то радуюсь, — хлопни в ладоши». Ребенок пытается определить интонацию оценки в восклицательных предложениях.
При изучении воспроизведения интонационных конструкций (ИК) рекомендуется выполнять следующие задания.
Инструкция: «Пожалуйста, прочти стихотворение, которое ты готовил к празднику». Ребенку нужно воспроизвести интонационные конструкции по заранее заданному образцу (чтение наизусть стихотворения).
Инструкция: «Послушай и повтори за мной». Ребенку нужно отраженно воспроизвести интонационные конструкции.
Инструкция: «Сначала послушай меня, а затем мы скажем вместе». Ребенку нужно сопряженно-отраженно воспроизвести интонационные конструкции.
Таким образом, данный блок заданий является одним из самых эффективных при обследовании уровня звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста, так как находится в точке «перекреста» языковой и культурной линий развития ребенка.
По результатам проведенного эксперимента мы выделили следующие уровни – очень низкий уровень сформированности звукопроизношения, средний и низкий уровень.
В результате выявления актуального уровня сформированности звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с ОНР нами были получены следующие данные: 3 детей имеют средний уровень сформированности звукопроизношения, 2 детей – низкий и 5 детей – очень низкий уровень.
Таблица 1. Уровни сформированности звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с ОНР
№ |
Уровень |
Количество | |
Человек |
В % | ||
1 |
Средний |
3 |
30 |
2 |
Низкий |
2 |
20 |
3 |
Очень низкий |
5 |
50 |
Представим полученные данные в виде диаграммы.
Рис.1. Распределение детей по уровням сформированности звукопроизношения.
Таким образом, 30% детей имеют средний уровень сформированности звукопроизношения, 20% детей – низкий и 50% детей – очень низкий уровень.
Явно видно, что в группе преобладает низкий и очень низкий уровень сформированности звукопроизношения.
Приемы постановки звуков р и р'
Уклад органов артикуляции. Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного звука, расстояние между зубами 4—5 мм. Кончик языка поднимается к основанию верхних зубов. Он напряжен и вибрирует в проходящей воздушной струе. Переднесредняя часть спинки языка прогибается. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому нёбу. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, голосовы-дыхательная струя проходит посередине. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос, голосовые складки колеблются, производя голос. Мягкий звук р отличается от твердого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу (примерно как при гласном и), кончик языка находится несколько ниже, чем при р, задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперед.
Нарушение твердого р бывает велярное или увулярное. При велярной артикуляции щель образуется на месте сближения корня языка с мягким нёбом, выдыхаемый воздух, проходя через эту щель, вызывает беспорядочную многоударную вибрацию мягкого нёба. Вследствие этого возникает шум, который примешивается к тону голоса. При увулярном р вибрирует только маленький язычок; вибрация носит гармонический характер и не сопровождается шумом. Сложным и трудно поддающимся исправлению является боковое артикулирование р (боковой ротацизм). Вибрирует один из боковых краев языка, смычка между языком и коренными зубами разрывается, и через нее выходит голосовыдыхательная струя, как при звуке л, в результате произносится звук, в котором как бы сливаются/) и л.
Еще по теме:
Создание электронного учебного пособия «Информационные технологии в
профессиональном образовании»
В настоящее время в профессиональном образовании Узбекистана наблюдается, что традиционные формы и методы обучения не удовлетворяют целям, поставленным перед образованием. И как следствие этого, в профессиональном колледже активно идет разработка различных вариантов содержания образования, появляют ...
Виды
организационных структур
Управляющая система организации, реализующая функции управления, состоит из многих взаимодействующих звеньев. Для обеспечения порядка их взаимодействия определяются соответствующие связи между ними, распределяются ответственность и подчинение управленческого персонала. Основным принципом построения ...
Влияние использования современных воспитательных
технологий на эффективность обучения в средней школе на примере МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска
В ходе прохождения педагогической практики в МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска были изучены основные современные воспитательные технологии, используемые в данной школе. Цель воспитательных технологий в МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска: формирование у школьников гражданской ответственности и правового сознан ...