Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Определения, понятия и педагогическое провоцирование противоречий учебного знания

Образование и педагогика » Когнитивная технология обучения студентов по предмету "Архитектура" » Определения, понятия и педагогическое провоцирование противоречий учебного знания

Страница 3

Определения понятий должны стать естественным итогом процесса изучения свойств объекта, закономерным выводом из усвоения многообразных внутренних связей и целостности системы, в которую входит понятие. По Г. Спенсеру, единственная и главная цель слов во многих случаях состоит в том, чтобы довести ум легчайшим путем до желаемого понятия. Облегчает эту работу часто использование аналогий, т.е. перенесение в одну сферу понятий закономерностей из другой, что дает готовый угол зрения и понятийный аппарат и иногда приводит к успешным результатам, хотя и считается самым бульварным способом мышления, однако во многом способствующим пониманию.

Связывают напрямую слова с вещами так называемые остенсивные определения, производимые путем показа, указания на предмет; они всегда не окончательны, не завершены. Контекстуальные определения обычно неполны и неустойчивы, они вводят понятие неявным образом, а проблемная ситуация возникает почти всегда как недоразумение. Описательные определения просто перечисляют признаки реальных объектов, потому они истинны, насколько точны. Номинальные определения отражают требования, адресуемые к объектам, они должны быть, по меньшей мере, правомерны и целесообразны.

Герменевтика как искусство понимания основана на таком истолковании воспринимаемых представлений, образов и понятий, которое связывает их с уже прочно усвоенным в сознании, в конце концов, доходящим до сопоставления логического и чувственного компонентов полного знания. На последнем в большей мере основаны наши повседневные представления, а переход от них к научным и замена тех другими происходят в результате выявления и преодоления внутренних противоречий. Дидактическая реконструкция индуктивного этапа познания посредством разрешения проблемных ситуаций развивает систему представлений обучаемых от обыденного уровня к научному, способствует осознанному пониманию и трансформации науки описательной в науку объясняющую.

Понимание важной роли построения определений в учебном процессе не находит достаточно широкого отражения в учебной и методической литературе. Для восполнения пробела преподаватели предлагают свои схемы конструирования определений явлений или эффектов, величин и моделей. Определение первых должно начинаться с названия явления, описания внешних признаков его проявления, условий наблюдения и механизма протекания. Определение физической величины включает ее название, вид, цель введения и способ нахождения значения. Для модели помимо названия и вида следует указывать прообраз и способ построения.

Такие схемы предусматривают достаточно полное и ясное описание признаков понятий, передают логику познания и способствуют познавательной деятельности обучаемых. Творческий характер построения определений по этим схемам требует иногда значительных интеллектуальных усилий и преодоления стереотипов традиционных формулировок. Выработанное при непосредственном участии обучаемых, определение позволит более четко понимать его внутреннюю логику, полнее раскрывать содержание понятия, т.е. совокупность признаков, выделяемых в классе входящих в его объем объектов. Особенно эффективно создание проблемной ситуации перед введением какого-либо нового для аудитории понятия вместо декларативного его изложения с последующей иллюстрацией. Например: Архитектурно-строительные чертежи включают основные проекции здания (фасад, планы, разрез), а также монтажные планы, характеризующие его объемно-планировочное решение.

При формировании и усвоении понятий развиваются умения выяснить свойства, присущие определенному классу объектов. Поскольку понятие характеризует совокупность их существенных признаков, а также связывающих их правил, а все это зависит от конкретных обстоятельств, то различение признаков понятия и связывающих их правил приобретает важное эвристическое значение. Классическими концептуальными правилами связывания признаков для определения понятия являются утверждение, конъюнкция, включающая и исключающая дизъюнкция, импликация и двойное условие (эквивалентности), причем легче всего усваиваются понятия на основе утверждений, а далее трудность возрастает. Как видно, в правила связи признаков входят не все логические связки и операции - отсутствуют отрицание и одновременное отрицание, модальности и кванторы.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Закономерности развития словарного запаса старших дошкольников в онтогенезе
Дошкольный возраст - период активного усвоения всех структур родного языка, уникальное время для становления и развития лексикона. Речь дошкольника формируется и развивается с нескольких сторон: фонетической, лексической, грамматической, которые выступают в тесном единстве, в то же время каждая из ...

Диагностика уровня мотивации учения младших школьников
С целью проверки положений теоретической главы мы организовали и провели опытно-экспериментальную работу. Она проводилась на базе МОБУ «Туршинская основная общеобразовательная школа» Медведевского района Республики Марий Эл и МОБУ «Люльпанская основная общеобразовательная школа». Согласно приложени ...

Психолого-педагогические принципы организации процесса нравственного воспитания учащихся в образовательном учреждении
Нравственное воспитание как педагогическое явление направлено на развитие и укрепление механизмов, организующих и регулирующих нравственную жизнь учащихся, их жизнедеятельность. Процесс нравственного воспитания учащихся в образовательном учреждении предполагает овладение личностью необходимой суммо ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru