Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Методы когнитивного обучения: психолого-дидактический подход

Образование и педагогика » Когнитивная технология обучения студентов по предмету "Архитектура" » Методы когнитивного обучения: психолого-дидактический подход

Страница 1

Современная дидактика располагает богатым инструментарием обучения и воспитания. Ведущими специалистами в области образования разработаны и классифицированы по определенным основаниям различные группы методов обучения Многообразие и оригинальность подходов свидетельствует о разработанности этого направления в педагогике [5,6,7]. Вниманию читателя предлагаются разработанные нами в русле психолого-дидактического подхода, апробированные и внедренные в педагогическую практику методы когнитивного обучения: метод графолингвистической ретроспекции (ГЛР), метод «ПреПоПре» (представление-понимание-предмет), предметный тренинг (ПТ). Но прежде, рассмотрим основные аспекты когнитивного обучения, реализуемого в рамках психолого-дидактического подхода.

В современной педагогике когнитивное обучение наряду с признанными и известными направлениями обучения, такими как развивающее, программированное, проблемное и другие, становится широко распространенным во многих странах. Однако задачи когнитивного обучения в этих странах решаются по-разному, в соответствии с их внутренними социально-экономическими и культурно-образовательными проблемами. Так, во Франции педагоги в основном направляют усилия на когнитивное обучение детей-инвалидов и малообразованных, либо людей со сниженным интеллектом. Отечественные специалисты, наоборот, уделяют особое внимание разработке технологий и методов активизации интеллектуального и творческого мышления людей, занятых в сфере высокоинтеллектуальных профессий. Концепция когнитивного обучения в отечественной психолого-педагогической теории и практике сформировалась на основе работ Л.С. Выготского ; представлений о практическом интеллекте, описанных в трудах С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, теории эвристик Г.С. Альтшуллера [1]; исходя из теории и методологии организационно-деятельностных игр, разработанных Г.П. Щедровицким, И.С.Ладенко [4], на идее сочетания и взаимообусловленности знаково-речевого и субъектно-деятельностного подходов в психологии.

Основная цель когнитивного обучения заключается, по мнению исследователей, в развитии всей совокупности умственных способностей и стратегий, делающих возможным процесс обучения и адаптации к новым ситуациям. В нашем представлении когнитивное обучение – это не совокупность различных приемов, способов обучения, а динамичная система, в основе которой модель биопсихосоциальной организации индивида. Такая система обучения использует не только интеллектуальные познавательные механизмы, реализующиеся в традиционных вербальных методиках обучения, направленных на развитие рефлексивной деятельности учащихся и на формирование интеллектуальных навыков, необходимых для решения учебных задач, но (и в первую очередь) сенсорно-перцептивные каналы различной модальности, а также чувственно- интуитивные способы получения новых знаний. Применение методов когнитивного обучения в нашем понимании позволяет объединять естественные (природные), субъективно-психические и рациональные начала личности в одно целое посредством взаимосвязанных действий, обсуждений, размышлений и самоконтроля; способствует, повышению эффективности когнитивного развития и интеллектуальной системы в целом. Отличительной особенностью обучения является то, что ведущая роль отводится сенсорно-перцептивным и эмоционально-интуитивным способам приобретения знаний, особенно на первой ступени средней общеобразовательной школы. Эти методы активные, позволяют раскрыть процессуальные аспекты интеллекта, способствуют выявлению и развитию скрытых индивидуальных способностей школьников.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Организационные формы решения оздоровительных задач в дошкольных образовательных учреждениях
Формы организации физического воспитания – это воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности детей, основу которой составляет двигательная активность. Совокупность этих форм создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления з ...

Педагогическая технология учебно-игровой деятельности
Технология опорных сигналов (логических опорных конспектов). В основе применения данной технологии лежит принцип опоры, который хорошо известен и давно применяется в практике обучения географии. Традиционно в качестве опоры используются яркие словесные описания, рисунок на доске, схемы, картографич ...

Школе нужна современная физика
Даже беглого взгляда на любую из утвержденных программ по физике для общеобразовательной школы достаточно для того, чтобы убедиться в необходимости ее срочного расширения. Содержание существующих программ создает впечатление, будто бы все они были составлены в начале прошлого, двадцатого века. Дейс ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru