Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
Таблица 3. Роды, виды и жанры художественной словесности
|
Эпос |
Драма |
Лирика | |||
|
народный |
авторский |
народная |
авторская |
народная |
авторская |
|
Миф Поэма (эпос): Героическая Строговоинская Сказочно- легендарная Историческая… Сказка Былина Дума Легенда Предание Баллада Притча |
ЭпопеяРоман: Историческ. Фантастич. Авантюрный Психологич. Р.-притча Утопический Социальный… Малые жанры: Повесть Рассказ Новелла Басня Притча Баллада |
Игра Обряд Народная драма Раек Вертеп… |
Трагедия Комедия: положений, характеров, масок… Драма: философская социальная историческая соц.-филос. Водевиль Фарс Трагифарс… |
песня |
Ода Гимн Элегия Сонет Послание Мадригал Романс Рондо Эпиграмма… |
Эпические и лирические произведения разделяются на крупные и малые жанры в большей степени по объему. К крупным относятся эпопея, роман, поэма, к малым – повесть, рассказ, басня, песня, сонет и т.д.
Малые эпические жанры, к которым относится рассказ – это «интенсивная» по содержанию проза: у писателя ввиду небольшого объема нет возможности «растекаться мыслию по древу», увлекаться подробными описаниями, перечислениями, воспроизводить большое количество событий в деталях, а сказать читателю зачастую нужно очень много.
Для рассказа характерны следующие черты:
небольшой объем;
в основу сюжета положено чаще всего одно событие, остальные лишь сюжетно очерчены автором;
малое число персонажей: как правило один-два центральных героя;
автору интересна какая-то определенная тема;
решается какой-то один главный вопрос, остальные вопросы являются «производными» от главного.
Итак, рассказ – это небольшое прозаическое произведение с одним или двумя основными героями, посвященное изображению какого-то одного события. Несколько объемнее повесть, но разницу между рассказом и повестью не всегда удается уловить: произведение А. Чехова «Дуэль» некоторые называют небольшой повестью, а некоторые – большим рассказом. Важно следующее: как писал в начале ХХ века критик Е. Аничков, «в центре рассказов стоит именно личность человека, а не целая группа людей».
Можно утверждать, что на рубеже XIX-ХХ веков малый жанр эпики занял ведущее положение в русской литературе.
И уже поэтому не следует думать, что рассказ поднимает какие-то незначительные проблемы и затрагивает неглубокие темы. Форма рассказа лаконична, а сюжет подчас незамысловат и касается, на первый взгляд, простых, как говорил Л. Толстой, «натуральных» отношений: сложной цепи событий в рассказе просто негде развернуться. Но в том-то и состоит задача писателя, чтобы в малое пространство текста заключить серьезный и нередко неисчерпаемый предмет разговора.
Если сюжет миниатюры И. Бунина «Муравский шлях», состоящей всего из 64-х слов, схватывает лишь несколько мгновений беседы путешественника с ямщиком посреди бескрайней степи, то сюжета рассказа А. Чехова «Ионыч» хватило бы на целый роман: художественное время рассказа охватывает почти полтора десятка лет. Но автору неважно, что происходило с героем на каждом этапе этого времени: ему достаточно «выхватить» из жизненной цепи героя несколько «звеньев» – эпизодов, похожих друг на друга, как капли воды, и вся жизнь доктора Старцева становится предельно ясной и автору, и читателю. «Как живешь один день своей жизни, так проживешь и всю жизнь», – словно бы говорит Чехов. При этом писатель, воспроизводя обстановку в доме самого «культурного» семейства провинциального города С., может сосредоточить все внимание на стуке ножей из кухни и запахе жареного лука (художественные детали!), но вот о нескольких годах жизни человека сказать так, как будто их и вовсе не было, или это было «проходящее», неинтересное время: «Прошло четыре года», «Прошло еще несколько лет», как будто не стоит тратить время и бумагу на изображение такой безделицы…
Еще по теме:
Причины возникновения РДА
В качестве объяснений возникновения РДА выдвигались различного рода гипотезы, среди которых можно выделить основные предположения, первое из которых было сформулировано Л. Каннером и в некоторых источниках звучит как "теория эмоциональной холодности родителей". Значимость недостаточно нас ...
Критика Вальдорфских школ
Принципиальным недостатком педагогической составляющей философии Штайнера является апелляция к вымышленным понятиям, таким как "высшие духовные тела", "эфирные тела", "астральные тела". Так, сторонники вальдорфской педагогики полагают, что методика Штайнера направлена ...
Проектирование системы электронного
документооборота
На основании проведенного анализы было решено выполнить проектирование и разработку системы электронного документооборота для Енапаевской СОШ. До начала разработки был проведен опрос сотрудников школы, чтобы понять их требования к системе электронного документооборота. Концептуальный проект будущей ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.