Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Литературоведческие основы изучения художественного произведения

Страница 2

Таблица 3. Роды, виды и жанры художественной словесности

Эпос

Драма

Лирика

народный

авторский

народная

авторская

народная

авторская

Миф Поэма (эпос): Героическая Строговоинская Сказочно- легендарная Историческая… Сказка Былина Дума Легенда Предание Баллада Притча

ЭпопеяРоман: Историческ. Фантастич. Авантюрный Психологич. Р.-притча Утопический Социальный… Малые жанры: Повесть Рассказ Новелла Басня Притча Баллада

Игра Обряд Народная драма Раек Вертеп…

Трагедия Комедия: положений, характеров, масок… Драма: философская социальная историческая соц.-филос. Водевиль Фарс Трагифарс…

песня

Ода Гимн Элегия Сонет Послание Мадригал Романс Рондо Эпиграмма…

Эпические и лирические произведения разделяются на крупные и малые жанры в большей степени по объему. К крупным относятся эпопея, роман, поэма, к малым – повесть, рассказ, басня, песня, сонет и т.д.

Малые эпические жанры, к которым относится рассказ – это «интенсивная» по содержанию проза: у писателя ввиду небольшого объема нет возможности «растекаться мыслию по древу», увлекаться подробными описаниями, перечислениями, воспроизводить большое количество событий в деталях, а сказать читателю зачастую нужно очень много.

Для рассказа характерны следующие черты:

небольшой объем;

в основу сюжета положено чаще всего одно событие, остальные лишь сюжетно очерчены автором;

малое число персонажей: как правило один-два центральных героя;

автору интересна какая-то определенная тема;

решается какой-то один главный вопрос, остальные вопросы являются «производными» от главного.

Итак, рассказ – это небольшое прозаическое произведение с одним или двумя основными героями, посвященное изображению какого-то одного события. Несколько объемнее повесть, но разницу между рассказом и повестью не всегда удается уловить: произведение А. Чехова «Дуэль» некоторые называют небольшой повестью, а некоторые – большим рассказом. Важно следующее: как писал в начале ХХ века критик Е. Аничков, «в центре рассказов стоит именно личность человека, а не целая группа людей».

Можно утверждать, что на рубеже XIX-ХХ веков малый жанр эпики занял ведущее положение в русской литературе.

И уже поэтому не следует думать, что рассказ поднимает какие-то незначительные проблемы и затрагивает неглубокие темы. Форма рассказа лаконична, а сюжет подчас незамысловат и касается, на первый взгляд, простых, как говорил Л. Толстой, «натуральных» отношений: сложной цепи событий в рассказе просто негде развернуться. Но в том-то и состоит задача писателя, чтобы в малое пространство текста заключить серьезный и нередко неисчерпаемый предмет разговора.

Если сюжет миниатюры И. Бунина «Муравский шлях», состоящей всего из 64-х слов, схватывает лишь несколько мгновений беседы путешественника с ямщиком посреди бескрайней степи, то сюжета рассказа А. Чехова «Ионыч» хватило бы на целый роман: художественное время рассказа охватывает почти полтора десятка лет. Но автору неважно, что происходило с героем на каждом этапе этого времени: ему достаточно «выхватить» из жизненной цепи героя несколько «звеньев» – эпизодов, похожих друг на друга, как капли воды, и вся жизнь доктора Старцева становится предельно ясной и автору, и читателю. «Как живешь один день своей жизни, так проживешь и всю жизнь», – словно бы говорит Чехов. При этом писатель, воспроизводя обстановку в доме самого «культурного» семейства провинциального города С., может сосредоточить все внимание на стуке ножей из кухни и запахе жареного лука (художественные детали!), но вот о нескольких годах жизни человека сказать так, как будто их и вовсе не было, или это было «проходящее», неинтересное время: «Прошло четыре года», «Прошло еще несколько лет», как будто не стоит тратить время и бумагу на изображение такой безделицы…

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой
Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, п ...

Беседа для родителей учащихся 7 класса «Воспитание у детей почитания старших»
Известно, что детям до 7 лет свойственно послушание. Ребенок верит всему, что ему говорят, принимая все за чистую монету, и легко исполняет родительскую волю. Ему хочется служить маме, слушаться папу. Почему же тогда это доброе свойство в ребенке не сохраняется в последующем? В старину в благочести ...

Организация деятельности учреждений для детей сирот в России и за рубежом: история и современность
Для осмысления сущности деятельности на современном этапе учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, целесообразно обратиться к практике призрения осиротевших детей в России на разных исторических этапах развития общества. Историко-педагогический анализ позволяет выявить педагогическ ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru