Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
Формирование познавательных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения в частности, а в целом в учебном процессе является одной из важных проблем образования. Главной задачей учителя является познакомить детей с реальной действительностью, с окружающим миром; научить понимать жизнь. На уроках литературного чтения дети познают окружающего мира через понимание прочитанного. А в настоящее время интерес детей к обучению, в частности к чтению угас. Поэтому проблеме формирования познавательных учебных действий уделяется большое внимание в стандарте второго поколения и значит, проблема актуальна на сегодняшний день. Проблема формирования познавательных учебных действий рассматривается в документе «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования». В разделе II «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» в пункте 9 указаны требования к результатами, таким, как: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучения и познанию и т.д.; метапредметным, включающих освоенные обучающимися универсальные учебные действия, которые могут быть регулятивными, коммуникативными и познавательными; предметным, включающим опыт деятельности по получению нового знания.
А в пункте 11 в подпункте 5 сказано, что метапредметные результаты должны отражать «освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии».
Ш.А. Амонашвили в своей книге «Размышления о гуманной педагогике» говорил о проблеме обучения чтению, в частности о познавательном чтении. Ш.А. Амонашвили писал: «Чтение мы должны рассматривать в качестве способа познания действительности, каким оно и является, и цель обучения чтению должна заключаться именно в развитии в ребенке познавательного чтения, то есть такого, когда ребенок с помощью чтения решает познавательные задачи». Если ребенок не задумается о самом прочитанном, если после прочтения у него не возникают разные ассоциации, если в прочитанном он не осмысливает, не видит саму жизнь, тогда какой смысл в том, что ребенок может прочесть и пересказать прочитанное.
Познавательное чтение направленно: сперва формировать навык чтения и постепенно приплюсовывать к нему понимание прочитанного, сперва озвучить слово, а потом осмыслить, какое слово было прочитано. Для ребенка трудным является второй момент чтения: читая слово или предложение, он полностью поглощен самим процессом опознавания и озвучивания букв, а процесс схватывания этого звучания в качестве смыслообразующего слова у него выпадает. Эти два процесса, которым суждено быть целостными, едиными, для него не становятся целостными.
Так, как главной задачей учителя является познакомить детей с реальной действительностью, с окружающем миром; научить понимать жизнь. Проблема формирования познавательных учебных действий является актуальной на сегодняшний день.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования познавательных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения в 3 классе?
Исходя из актуальности проблемы, мы избрали тему исследования «Формирование познавательных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения в 3 классе».
Цель исследования – разработать систему упражнений по формированию познавательных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения в 3 классе.
Объектом исследования является процесс обучения младших школьников на уроках литературного чтения в 3 классе.
Предмет исследования: формирование познавательных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения в 3 классе.
Гипотеза исследования: формирование познавательных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения в 3 классе будет обеспечиваться проведением специальных упражнений, направленных на:
– мотивацию чтения художественного произведения;
– понимание прочитанного;
– работу с планом художественного произведения.
Задачи исследования:
1) раскрыть психолого-педагогические основы формирования познавательных учебных действий на уроках литературного чтения;
2) изучить литературоведческие основы работы с художественным текстом;
3) проанализировать возможность современных учебников и программ для формирования познавательных учебных действий на уроках литературного чтения в 3 классе;
4) провести и описать результаты констатирующего среза.
База исследования: исследование осуществлялось на базе МОУ СОШ №64, в 3 «а» классе, в количестве 6 человек.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использовать разработанную систему упражнений в практической деятельности учителей начальной школы по проблеме формирования познавательных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения в 3 классе.
литературный учебник чтение школьник
В данной главе представлена теоретическая часть исследования. Мы рассмотрим многообразия подходов к пониманию понятий «персонаж», «художественный образ», «композиция» и «жанр рассказ» и особенности познавательной деятельности младшего школьника.
Еще по теме:
Перспективы развития образовательных учреждений
Основания для выбора целевых ориентиров образовательной системы начальных классов гимназии № 1: - Концепция образовательного учреждения; - социальный заказ на новый тип личности, способной совершенствовать себя и общество в изменившихся социально-экономических и политических условиях; - образовател ...
Основные направления деятельности социального педагога
Главная цель, которую ставит перед собой социальный педагог, заключается в определении специфики работы с рассматриваемой категорией семей, позволяющих выявить проблемы неполной материнской семьи и наметить пути их эффективного преодоления. Также, опираясь на достигнутые результаты и особенности не ...
Технология модульного обучения
В современном Казахстане идет становление своей, национальной модели образования. Этот процесс сопровождается изменением образовательной парадигмы. На смену старому содержанию образования идет новое; традиционная объект-субъектная педагогика Я.А. Коменского, И. Гербарта заменяется иной, обращенной ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.