Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
Вопросы исторического развития идеи межпредметных связей отражены в работах Г.И. Батуриной, Ш.И. Ганелина, И.Д. Зверева, П.М. Иванова, П.Г. Кулагина, которые показали, что решение данной проблемы в школьном обучении происходило в зависимости от конкретно-исторических условий его развития. Зарождение и развитие педагогической идеи межпредметных связей зависело от прогресса научного знания. Вычленение в педагогической теории идеи межпредметных связей и ее трансформация в самостоятельную дидактическую проблему связаны с теоретическими и практическими поисками прогрессивных педагогов различных эпох – Я.А. Каменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др. Они подходили к проблеме межпредметных связей с различных позиций, но для каждого было характерно стремление обеспечить систему знаний учащихся о мире. В прагматическом подходе Г. Кершенштейнера, А. Лая, Д. Дьюи ярко выразилась обусловленность решения проблемы межпредметных связей буржуазной идеологией. В трудовой школе Г. Кершенштейнера объединению подвергались утилитарные знания из разных предметных областей. Отбор синтезируемых знаний определялся им в процессе выполнения трудовых дел «на кухне, в огороде, в мастерской». В гимназиях Г. Кершенштейнер сохранял предметное обучение. В «школе действия» А. Лая объединение знаний происходило на основе общих практических у целей обучения, интеллектуальная деятельность учащихся по усвоению основ наук не предусматривалась. Обучение «путем открытий» Д. Дьюи нацеливало на синтез разно предметных знаний в процессе решения практических задач в соответствии с интересами учащихся. Межпредметные связи были направлены на выработку трудовых и деловых умений и навыков. Приобретаемые знания носили конгломеративный характер, систематизированного усвоения основ наук не происходило.
В развитии идеи межпредметных связей выделяются две взаимосвязанные тенденции – интеграция и координация предметных знаний. Интеграция есть процесс и результат создания неразрывно связанного, единого, цельного. В обучении она может осуществляться путем слияния в одном синтезированном курсе элементов разных учебных предметов, суммирования основ наук в раскрытии комплексных учебных тем и проблем. Координация – согласование учебных программ по родственным предметам в трактовке общих понятий, во времени их изучения, т.е. межпредметные связи в узком смысле, которые способствуют и интеграции знаний. Наиболее глубокое психолого-педагогическое обоснование мировоззренческой роли межпредметных связей дано в теории К.Д. Ушинского. Актуальной и перспективной явилась мысль К.Д. Ушинского о связи между предметами на основе ведущих идей и общих понятий. Рассматривая структуру науки, он отмечал, что, «кроме специальных понятий, принадлежащих каждой науке в особенности, есть понятия, общие многим, а иные и всем наукам». Связь между понятиями и их развитие в системе предметов ведет к расширению и углублению знаний ученика и их превращению в мировоззренческую систему к концу обучения.
В 30-е годы поиски путей решения проблемы межпредметных связей велись с позиций политехнизации школьного обучения. Это направление нашло отражение в развитии внеклассной работы, краеведения, где знания из разных областей обобщались путем их связи с жизнью. Принятие закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958 г.) способствовало развертыванию исследований взаимосвязей между общеобразовательными и политехническими знаниями.
Значительным этапом, определившим изучение проблемы межпредметных связей с позиций их роли в формировании системы знаний (образовательная функция) и основ научного мировоззрения (воспитательная функция), явились исследования, проведенные в 50-е годы в НИИ педагогики АПН РСФСР под руководством Б.Г. Ананьева и Ш.И. Ганелина. Развивая принцип преемственности, они раскрыли пути последовательного осуществления взаимосвязей между ведущими идеями и понятиями смежных курсов. В этих и более поздних работах (М.Н. Скаткин, Г.С. Костюк, В.В. Давыдов, Дж. Брунер и др.) было показано, что ведущие идеи мировоззренческого характера играют организующую роль в изучении учебного материала, т.е. они как бы «обрастают» теориями, понятиями, фактами, выходящими за пределы одного предмета, и создают целостную научную систему знаний о природе и обществе.
Еще по теме:
Основные направления, задачи и методы развития произносительной стороны
речи детей с нарушениями слуховой функции
В школах для глухих и слабослышащих овладение детьми произношением в условиях интенсивного развития слухового восприятия осуществляется в двух направлениях: информальном и в процессе специального обучения. Первое направление – формирование произносительных навыков на основе целенаправленного подраж ...
Идея зависимости здоровья человека от действия факторов окружающей среды
Природу побеждают только когда подчиняются ее законам Ф.И. Тютчев. Человек—часть природы, природа для него — дом, в котором он находит не только еду, воздух, тепло и т.д., отдых для усталой души и тела, приятные минуты. По продолжительности жизни Республика Беларусь занимает 45 место в мире, 36 — п ...
Механизм письменной речи и чтения
Современный анализ проблемы нарушения чтения основывается на понимании сложной психофизиологической структуры процесса чтения в норме и особенностей усвоения этого навыка детьми. Речь – важная функция коры головного мозга. В ее осуществлении принимают участие различные отделы коры головного мозга. ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.