Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
После завершения формирующего этапа нашего исследования, который предполагал повысить уровень эстетического воспитания, был организован и осуществлен второй констатирующий этап исследования, цель которого - выявить уровень сформированности эстетических качеств после реализации формирующего этапа. Была сделана повторная оценка уровня развитости эстетической направленности детей. В работе применены те же методики, что и на первом констатирующем этапе.
Уровни сформированности эстетических проявлений отслеживались по тем же компонентам: в музыкальной и изобразительной деятельности
Для исследования эстетических проявлений детей младшего школьного возраста в музыкальной деятельности была взята та же методика Л.В. Школяр «Выбери музыку». Ее цель – выявление способности к сравнительной рефлексии эмоционально-смыслового содержания музыкальных произведений-стимулов.
В качестве стимулирующего материала определены 2 блока из таких же трех фрагментов музыкальных произведений:
1-я серия: Э. Григ «Одинокий странник»; П. Чайковский «Утреннее размышление»; Э.Григ «Смерть Озе»;
2-я серия: А. Лядов Прелюдия d-moll; П. Чайковский «Баркарола»; Д. Кабалевский «Печальная история»;
Детям предлагалось послушать и определить, какие из трех произведений в каждой серии схожи по характеру, а какое отличается от них? Попробовать определить, чем отличается от двух других?
Каждый компонент оценивался по трехбалльной системе.
Результаты диагностики были сведены в итоговую таблицу.
После обработки получившихся данных в 4 «Б» классе (экспериментальном) можно констатировать следующее. Высокий уровень эстетических проявлений в музыкальной деятельности показали десять детей - 44%, тогда как на констатирующем этапе высокий уровень продемонстрировало шесть детей - 26%. Средний уровень десять детей - 44% (на констатирующем этапе таких детей было также десять – 44%). На низком уровне оказалось три ребенка – 12% (на констатирующем этапе их было семеро – 30%).
По итогам обследования эстетических проявлений детей экспериментального класса (4 «Б») можно судить о повышении уровня эмоциональной отзывчивости на звучащую музыку, дети чувствуют оттенки разных и одинаковых настроений, переданных композитором в музыкальном произведении, многие дополняют свои суждения о музыке возникшими в их сознании художественными образами, большинство детей анализируют средства музыкальной выразительности с опорой на эмоционально-образное осмысление содержания музыкальных произведений. Эмоциональное переживание, возникшее у ребенка при прослушивании музыкального произведения, находит отражение в его интерпретации образного содержания данных произведений.
В контрольном классе (4 «А») результаты изменились совсем незначительно: 40 % детей имеют высокий уровень (на первом этапе обследования их было 35%), 48% детей имеют средний уровень (на первом этапе их было 44%), 12% детей имеют низкий уровень (на первом этапе их было 21%).
Для определения уровня эстетических проявлений детей в изобразительной деятельности мы остановились на художественно-экспрессивном тесте. Тест позволил продиагностировать уровень развития эмоциональных представлений, эстетической эмпатии. Испытуемым были предложены та же серия репродукций произведений изобразительного искусства, на которых изображены дети.
Данные результаты в двух классам также занесены в итоговую таблицу. Результаты экспериментального класса следующие: высокий уровень эстетических проявлений в изобразительной деятельности показали десять детей - 44% высокий уровень. Средний уровень - девять детей - 39%. На низком уровне оказалось 4 ребенка – 17%.
Результаты контрольного класса следующие: 9 детей (39 %) - высокий уровень, 11 детей (48%) - средний уровень, трое детей (13%) - низкий уровень.
Результаты эстетических проявлений в разных видах деятельности отражены в следующих диаграммах (Рис. 7, 8).
Рис. 7. Результаты второго констатирующего этапа исследования в разных видах художественной деятельности в экспериментальном классе
Рис. 8. Результаты второго констатирующего этапа исследования в разных видах художественной деятельности в контрольном классе
Сравнивая исходный и конечный уровни развитости эстетических проявлений у учащихся четвертых классов в разных видах деятельности, можно выявить динамику роста в процессе восприятия детьми разных произведений искусства.
Рис. 9. Сравнительные результаты второго констатирующего этапа исследования в экспериментальном и контрольном классах
В сравнении с результатами первого этапа исследования учащиеся экспериментального класса (4«Б») с низким уровнем эстетических проявлений попали в группу со средним уровнем, и учащиеся из группы со средним уровнем – в группу с высоким уровнем.
Анализируя данные, полученные в ходе педагогического эксперимента, можно сделать следующий вывод: помимо количественного изменения, у некоторых школьников экспериментального класса отмечались и некоторые качественные особенности изменения эстетического опыта. Прежде всего, многие дети обосновывали свои ответы, ориентируясь при этом на содержание художественных произведений, образно-эмоциональные нормы, представленные в них. Их характеристики произведений стали более полными, развернутыми, интонационно окрашенными.
Еще по теме:
Техника безопасности при проведению занятий по плаванию в дошкольных
учреждениях
Для правильного осуществления педагогического процесса по плаванию в дошкольных учреждениях необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности. Во избежание травм и несчастных случаев на воде необходимо: - допускать к занятиям по плаванию только с разрешения врача; - тщательно следить за с ...
Русская народная вышивка
В русском народном искусстве большое распространение получила вышивка. Ею издавна украшали скатерти, салфетки, полотенца, белье. Широко известны мастерицы Владимирской, Калужской, Архангельской, Новгородской областей. Популярна крестецкая, саратовская, рязанская, торжокская вышивка. В этих районах ...
Рекомендации и предложения по воспитанию нравственных
ценностей у младших подростков в классном коллективе
В данном параграфе мы дадим рекомендации и предложения педагогу-воспитателю по созданию условий воспитания нравственных ценностей у младших подростков, на основе теоретических представлениях и анализе практики: 1) Создание в классе дружеской поддерживающей атмосферы, гуманистический стиль общения. ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.